Автор Мария Мельник
Венгрия за желание вернуть смертную казнь может лишиться членского билета в Евросоюзе. Премьер-министр страны Виктор Орбан недавно высказался за то, что этот вопрос должен хотя бы вернуться на повестку дня. Венгерское законодательство, по его мнению, слишком мягкое – смертную казнь там отменили 25 лет назад. В Евросоюзе не стали слишком долго думать над ответом. Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер уверен, что это станет "поводом для развода" Будапешта с Брюсселем.
Причем, Юнкер пытается выразить свое отношение венгерскому премьеру всеми доступными способами. На саммите "Восточного партнерства" он встретил Орбана словами "привет, диктатор" – и отвесил ему пощечину. Вроде как шутливую. Может, оно и так. Глава Еврокомиссии на саммите активно шел на контакт со всеми, кто оказывался в зоне досягаемости: раздавал тычки направо и налево, целовал вновь прибывших то в лоб, то в ухо, поправлял им галстуки и вообще был чрезвычайно весел. Непонятно, чем было вызвано такое оживление – особых поводов, вроде, не было.
Вот и сейчас непонятно, шутит Юнкер, говоря об исключении Венгрии из Евросоюза, или угрожает. Формально он прав: в отношении смертной казни законодательство ЕС исключений не предполагает. Венгрия, вроде бы, из ЕС выходить не собирается. Да и вряд ли это реально. Тем не менее, Виктор Орбан настаивает, что каждая страна ЕС должна иметь право свободно обсуждать, какой в ней должна быть высшая мера наказания.
Зачем он это делает? По мнению венгерских СМИ, такие заявления Орбана могут быть связаны с ростом популярности в стране радикальной партии "Йоббик" на фоне падения рейтинга правящей партии. И позволяя себе время от времени радикальные высказывания, венгерский премьер ведет свою игру, потихоньку уводя в свой стан венгерских евроскептиков. На самом деле, инициировать возвращение смертной казни он вряд ли собирается. Он и сам это дал понять практически открытым текстом. По словам Орбана, "дело не в смертной казни, а в свободе выражения и свободе мысли". Иными словами, он хочет "просто поговорить". Заодно провоцируя Еврокомиссию на резкие высказывания и притворные пощечины, которые только прибавят ему уважения со стороны все тех же евроскептиков.
А отношение к смертной казни (хотя дело, по словам Орбана, вовсе и не в ней) – просто удобный повод поставить неудобные для ЕС вопросы. Которые на самом деле поставлены самой жизнью. Когда, например, убийце 77 человек Андерсу Брейвику дают 21 год в трехкомнатной камере со спортзалом и внутренним двориком для прогулок. А убийца при этом возмущается "нечеловеческими условиями": масло приносят слишком холодное, резиновый браслет натирает руку, а бриться приходится под присмотром охраны.
Таким образом, суть проблемы – продолжающийся рост евроскептицизма в ряде стран "Новой Европы", включая Венгрию. Хотя, по идее, эти страны вроде бы должны быть беспредельно счастливы от включения в "клуб избранных" под названием ЕС. Но счастья как не было, так и нет. Очень быстро выяснилось, что в этом престижном клубе место "новых европейцев" – в гардеробе, на кухне, или, в лучшем случае, за барной стойкой. Ситуация, конечно, еще далеко не "революционная". Но местным политикам уже приходится принимать во внимание мнение тех избирателей, которые видят в ЕС корень всех бед. Что дальше – кто знает? Но, вообще-то, развод (которым пугает венгров Юнкер) очень часто случается и из-за меньших причин, чем постоянное недовольство супругов друг другом.