Автор Михаил Шейнкман
Обама – не Гамлет. Для него "быть или не быть" – это не вопрос. Он будет. Он, скорее, почти Марк Твен. В том же духе мог бы назвать слухи о своем отсутствии на саммите "Семерки" в Германии сильно преувеличенными. Но за своего президента это сделал представитель Совета национальной безопасности США. Его ответ на запрос немецкого таблоида "Бильд" получился резким с признаками раздражения: "Мы даже не думали о том, чтобы отменить наше участие по причинам, которые связаны со спецслужбами. Любые другие намеки на это полностью не соответствуют действительности".
А других и нет. Собственно, намеков не было вообще. Издание прямо допустило, что Обама не приедет в баварское местечко Эльмау, если Меркель, как требуют от нее депутаты бундестага, обнародует до 8 июня списки так называемых "селекторов". Это как минимум 400 тысяч номеров и IT-адресов политиков, бизнесменов, ведомств, крупных корпораций не только в Германии, но и в других странах ЕС, за которыми в течение длительного времени следило Агентство национальной безопасности США не без помощи немецкой разведки. В принимающей саммит стране это уже месяц как тема номер один. Потому и саммит здесь ждут лишь как ключевой эпизод в развязке этой истории. Тем более что пройдет он всего в сотне километров от городка Бад Айблинг, откуда БНД по заказу АНБ вела наблюдение за ВИП-персонами.
"Бильд", допуская демарш Обамы, наверное, несколько перебрал с драматизацией. Хотя бы потому, что для президента США этот саммит – как повод еще раз доказать России ее "изоляцию". А чтобы показать, что семеро одного не ждут, надо, чтобы шестеро дождались седьмого. Поэтому таблоид, скорее, лишь провоцировал реакцию сознательным преувеличением. Но, во-первых, у него работа такая. Во-вторых, гипербола для того и нужна, чтобы острее воспринималась реальность. А она сейчас в том, что Запад внутри себя испытывает серьезный дефицит доверия.
И, по большому счету, без разницы, работала БНД на американцев вслепую или осознанно. Это лишь характеристика ее профпригодности. Главное, что она работала против европейцев. И о каких бы глобальных вещах они ни говорили в Эльмау, немцы все одно будут ждать объяснений. Поэтому даже не важно, что Обама приедет. Не имеет значения и то, что он, вероятно, и не думал иначе. От этой встречи уже останется осадок. Потому что она с него начнется.
Продолжает тему главный редактор издания "Геополитика" Леонид Савин.
– Легко ли будет Меркель и Обаме выдержать повестку саммита "Большой семерки", учитывая, что в Германии от них ждут совсем других объяснений – по поводу шпионских дел?
– Я думаю, что граждане и Германии, и США смотрят совершенно в другую сторону, чем лидеры этих государств. Поэтому для них будет существовать некий миф о напряженных отношениях, как было и раньше, а сами лидеры соберутся и обсудят то, что им нужно. Скорее всего, это будет вопрос Украины и, наверное, трансатлантического партнерства. А скандал с прослушкой и с отношениями, которые касаются США и Германии, будет оставаться лишь достоянием прессы и общественности. Наверное, Меркель с Обамой смогут найти общий язык и спокойно разговаривать.
– Насколько можно судить, немцы просто так не успокоятся. Им нужны эти списки "селекторов". Пойдет ли на их опубликование Меркель и почему Штаты так противятся этому?
– Я думаю, Штаты противятся, чтобы, в первую очередь, показать общественности, насколько они сильны, насколько их роль до сих пор важна. Что США являются единственным мировым гегемоном и только от их указаний зависит европейская политика. Поэтому, наверное, администрация Обамы и дает такие сигналы Германии. При этом нужно учитывать, что Германия не является суверенным актором в европейской геополитике и все-таки следует в фарватере Вашингтона. И Меркель просто использует некую дипломатическую риторику.
– То есть, она не пойдет на опубликование этих списков?
– Вряд ли, потому что все соглашения между разведками США и Германии остаются в силе и никаких серьезных изменений за последние месяцы не произошло.
Кстати, неизвестно, почему Обама все-таки едет. То ли потому, что хранит верность формату. То ли потому, что не сомневается в Меркель. Канцлерин ведь требования депутатов бундестага по-прежнему оставляет без ответа, сохраняя главной интригой степень своей осведомленности. Говорят же, что она узнала о проделках АНБ годами раньше широкой общественности. "Добро" на опубликование списков для нее может быть равносильно явке с повинной. Именно это имеют в виду в Вашингтоне, когда недоумевают, как может в голову прийти такая глупость – огласка агентурных данных.
Хотя тревожит Белый дом, наверное, все-таки не только это. В конце концов, "сливки" с этих записей он уже снял. Для него эта история – как тест на преданность. Можно ли впредь идти с Берлином в разведку. Или лучше, как всегда, использовать его втемную.