Автор Ася Гром
"Бросок на Приштину". Именно под таким названием вошла в историю операция российских десантников, которые в ночь с 11 на 12 июня 1999 года взяли под контроль аэропорт Слатина в 15 километрах к юго-востоку от столицы Косово Приштины. Значение этого аэропорта в тот момент трудно было переоценить – он единственный в Косово мог принимать тяжелые военно-транспортные самолеты.
Операция сил НАТО Allied Force в Югославии продолжалась с 24 марта по 10 июня 99-го года. В начале июня президент Сербии Слободан Милошевич решает вывести войска и полицию из Косово. Уже 12 июня из Македонии в Косово должны были быть введены международные силы. Москва понимает, что этот шаг не сможет остановить противостояние, и настаивает на том, чтобы у России был отдельный сектор ответственности. Выбор падает на северную часть Косово, что было очевидно: именно там проживала значительная часть сербов, и именно их безопасность была ключевой задачей России. Однако Запад еще не остыл от бомбардировок югославских городов, и не хотел ничего слышать. Потом историки подтвердят: 600-километровый марш на Слатину, который совершили 200 российских десантников, стал для натовцев холодным душем, который заставил их прислушиваться к другим мнениям. Но в тот момент этот шаг помог в первую очередь спасти человеческие жизни, уверен директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов:
"Только то, что наши миротворцы пришли из Боснии, заняли аэропорт Слатину под Приштиной в 1999 году – это сильно повлияло на ситуацию. Если бы не пришли русские, резня была бы страшная: албанцы перебили бы всех сербов, которые тогда находились на этой территории. Ведь миротворцы НАТО, которые туда пришли, совершенно равнодушно наблюдали за ситуацией. И только приход русских во многом изменил ее".
Роль российских миротворцев на Балканах сегодня признана во всем мире. Время показало, что именно благодаря им удалось погасить смертельное противостояние, которое развернулось на земле бывшей Югославии. Однако уже сегодня понятно: добиться серьезных успехов в усмирении этих межнациональных конфликтов россиянам не дали. НАТО просто перетянуло на себя все руководство операцией, что сковало российских миротворцев, считает кандидат политических наук, лидер Евразийского союза молодежи Александр Бовдунов:
"В тех же случаях, когда мы пытаемся участвовать в каких-то международных операциях, которые проводятся не в наших геополитических интересах, в первую очередь это касается Боснии, то здесь эффект практически минимален. То же самое можно сказать о Косово, когда присутствие России легитимизировало каким-то образом процесс по выводу этого края из-под контроля Сербии.
Но все-таки присутствие российских миротворцев помешало НАТО проводить собственную "мирную", в их понимании, политику. Да и миссия России на территории бывшей Югославии не свелась только к выполнению военных задач, добавляет старший научный сотрудник Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Ирина Руднева:
"Сначала были военные миротворцы, занимали целые сектора в Боснии и Герцеговине, стояли по линии разграничения между враждующими сторонами. Здесь была сначала военная миссия, то есть защита нейтральной территории, а после этого наши миротворцы активно участвовали в полицейских миссиях… Также очень много было наших медиков – целый госпиталь. В Косово функционировал российский госпиталь".
Вывести свои миротворческие контингенты из Косово, а также из Боснии и Герцеговины Россия решила в 2003 году. Как тогда сказал представитель российского Министерства обороны, "мы входили в 1999 году в югославский регион Косово для защиты проживающих там сербов. Сейчас там сербов практически нет, как нет и Югославии".