Автор Ася Гром
Сегодня мир и безопасность в Приднестровье поддерживают Совместные миротворческие силы. Их основу составляет местный воинский контингент – почти 500 военнослужащих. Расположены там также военные из Молдавии и России и наблюдатели из Украины. Однако все эксперты единогласны во мнении: сегодняшняя нормальная жизнь на этой земле – заслуга российских миротворцев.
В последние годы Кишинев все чаще ищет поводы, чтобы выказать свое неудовольствие присутствием там российский военных. При каждом удобном случае Молдавия заявляет, что хотела бы заменить миротворческую миссию на миссию наблюдателей ООН. Доходит даже до того, что Кишинев называет российских миротворцев основным препятствием, которое мешает урегулировать конфликт в стране. Создается впечатление, что власти Молдавии вычеркнули из своей памяти события начала 90-х и не хотят просчитывать все последствия своих нынешних инициатив. Хотя в те годы именно вмешательство России позволило погасить разгорающийся конфликт и фактически спасло Молдавию от кровопролития, подчеркивает кандидат политических наук, лидер Евразийского союза молодежи Александр Бовдунов:
"Понятно, что без активного вмешательства России в горячей фазе конфликта, невозможно бы было его стабилизировать. Но и дальнейшее закрепление российских миротворцев в этом регионе обеспечило условия стабильного мирного существования. Их не так много – несколько сотен человек. Сейчас речь идет не только о некоем военном сдерживании, а о символической роли, которую играют российские миротворцы. Стороны понимают, что с Россией лучше не связываться, провоцировать ее на военный конфликт, и эта небольшая группировка войск эффективно сдерживает всевозможную агрессию в отношении Приднестровья".
История конфликта между Приднестровьем и Молдавией показывает, к чему может привести нежелание властей прислушиваться к народу и соблюдать самые элементарные права, отмечают эксперты. Ведь начиналось все с простого желания граждан Молдавии ввести в стране два государственных языка – молдавский и русский. Для Приднестровья этот вопрос был жизненно важным – на русском там говорили 87% населения. Но Кишинев в ответ начал готовиться к полномасштабной "усмирительной" военной кампании. На защиту интересов Приднестровья приехали добровольцы из России, Украины и других республик постсоветского пространства. Ситуация накалялась с каждым днем, и только вмешательство России помогло прекратить военное противостояние. В Приднестровье до сих пор вспоминают российского генерала Александра Лебедя, под командованием которого войска выступили на защиту мирных людей и остановили кровопролитие.
Опыт той операции пригодился совсем скоро. В Югославии Россия продемонстрировала свою решимость защищать в первую очередь интересы мирного населения. Но если в Приднестровье Россия могла направить все силы на решение этой задачи, в Югославии работу затрудняли действия военных из других стран. Хотя и при таком неблагоприятном раскладе российские миротворцы со своей задачей справлялись, что называется, по "гамбургскому счету", считает старший научный сотрудник Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Ирина Руднева:
"Мы занимали в Югославии целый Восточный сектор. По отзывам и местных властей, и международного сообщества – это был наиболее стабильный сектор из всех международных секторов, поскольку очень часто силы Хорватии использовали миротворцев в своих целях. Их выставляли в качестве живого щита или договаривались и использовали для того, чтобы провести технику. А русские миротворцы были самые несговорчивые: они до конца отстаивали те задачи, для которых их туда направили".
Опыт действий российских миротворцев доказал, что мало просто остановить разгорающийся конфликт, гораздо сложнее сохранять все условия для мирной жизни и постоянно мониторить каждое возникающее противостояние. Российский опыт в Приднестровье уже сейчас можно назвать уникальным. Однако его не спешат перенимать миротворческие силы других стран: при решении политических задач далеко не все заботятся о спокойном сне мирных граждан.