Автор Дмитрий Геер
Исламские радикалы обосновываются в Африке. Многие западные эксперты предупреждают: уже сегодня исламисты не просто вольготно чувствуют себя во многих странах, но и готовы к масштабным наступлениям за пределами африканского континента.
Европейский союз наконец увидел опасность в росте влияния исламистов в Африке и в апреле договорился выделить 10 млн евро на борьбу против радикализации в странах Сахеля и Магриба. Эти деньги должны помочь провести разъяснительную кампанию в СМИ, а также затронуть такие сферы, как образование, религия и культура. В Европе начинают понимать, что именно Африка все чаще поставляет бойцов в ряды "Исламского государства" и других экстремистских вооруженных формирований, которые уже сегодня несут серьезную угрозу благополучию в Европе. А ведь еще недавно в Африке все было иначе, напоминает начальник Сектора кавказских исследований Российского института стратегических исследований Артур Атаев:
"До конца 90-х годов Африка была зоной, свободной от терроризма. Если терроризмом были охвачены Япония, Германия, Италия, США, то весь африканский континент был без терроризма. Ситуация изменилась после крупного террористического акта в Танзании в 1998 году. Тогда в регион стали приходить джихадисты, религиозные радикалы, которые стали формировать социальную базу терроризма. И вот эта социальная база африканского терроризма сейчас стала оформляться в крупные, в основном транснациональные, организации. Сейчас Африка – главная арена международного терроризма. Здесь действуют десятки крупных транснациональных террористических организаций. Такие как "Аль-Каида Исламского Магриба", "Движение за единство и джихад", "Боко Харам" и другие".
Список можно продолжать. В Сомали базируется радикальная исламистская группировка "Аш-Шабаб" ("Харакат аш-Шабаб аль-Муджахидин", "Движение молодых моджахедов"), которая регулярно берет на себя ответственность за многочисленные взрывы в Сомали и других странах Африки. Исламская группировка "Аль-Гамаа аль-исламия" расстреливала туристов в Египте в 1996 и 1997 годах, а в 2004-м вместе с группировкой "Джамаат ат-Таухид аль-ислами" взяла на себя ответственность за взрывы гостиниц на Синае. "Армия сопротивления господа" держит в страхе население Уганды, Судана, Центрально-Африканской Республики и Демократической Республики Конго. И каждый раз борьба идет не за какие-то религиозные ценности. Во главу угла ставятся материальные ресурсы, настаивает кандидат исторических наук, заведующая Центром по изучению стран Тропической Африки Института Африки РАН Татьяна Денисова:
"Борьба за ресурсы. Любой конфликт начинается именно с этого – борьбы за воду, за пахотные земли, за рабочие места. Западным компаниям, в принципе, удобно натравливать друг на друга различные племена. Они культивируют этот фактор, противопоставляя одних другим, считая одних более образованными, других менее образованными и предприимчивыми. В результате начинается борьба за землю, ресурсы, за перераспределение доходов от нефти, например, в Нигерии. На самом деле, в конфликте "Боко Харам" между севером и югом на первом месте я бы поставила борьбу за получение большой доли от нефтяного богатства страны".
Эти же причины в качестве основных называет и старший научный сотрудник Института Африки РАН, доцент факультета мировой политики МГУ им. Ломоносова Станислав Мезенцев:
"Основные причины – это борьба за ресурсы, территорию, борьба за влияние. Дальше наслаиваются различные политические аспекты. К этим темам основным еще добавляется борьба за воду, потому что вода в некоторых африканских странах – дороже золота".
А вот человеческая жизнь в этой борьбе ничего не стоит. В начале апреля в Кении жертвами атаки боевиков из сомалийской террористической группировки "Аш-Шабаб" стали 147 человек. Трагедия произошла в кампусе университета города Гарисса – единственном высшем учебном заведении в регионе.