Автор Дмитрий Геер
Отношения НАТО и современной России складываются не просто. Трудно найти другой пример, где слово бы так расходилось с делом. Альянс долгие годы говорил о том, что Россия для НАТО – партнер приоритетный, однако в реальной жизни делал все, чтобы стеснить движения этого партнера. Попытки же Москвы играть на равных и защищать интересы своих партнеров, без согласования с Вашингтоном или, хотя бы, с Брюсселем, оборачивались необоснованными обвинениями.
Еще в 1994 году Россия подписала Будапештскую декларацию ОБСЕ, а в 1997 году поставила подпись под Основополагающим актом Россия-НАТО. Этими шагами РФ закрепила свое "уважение суверенитета, независимости и территориальной целостности всех государств, а также их неотъемлемое право выбирать средства для обеспечения собственной безопасности". Однако очень скоро стало понятно, что Россия и страны НАТО понимают эти права по-разному.
Натовцы стали принимать самое активное участие в целой серии конфликтов: Ирак, Афганистан, Судан, государства бывшей Югославии. Примечательно, что Россия все эти годы выступала с мирными инициативами и пыталась предложить на обсуждение новые аспекты европейской архитектуры безопасности, напоминает заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра Российского института стратегических исследований Сергей Ермаков:
"Российский подход – равная и неделимая безопасность – на Западе на самом деле не был воспринят адекватно. Соответственно, инициативы России о новом Договоре европейской безопасности, которые выдвигал Медведев в 2008-2009 годах, на Западе тоже были восприняты как антитеза НАТО. Хотя на самом деле этого там не было. И, соответственно, отношения начали ухудшаться, а сам Совет Россия-НАТО, безусловно, выполнял важную роль консультативного органа, но по ключевым вопросам, к сожалению, не работал. Потому что были расхождения в фундаментальных подходах и ценностях".
Самым главным расхождением в тот момент оказалась операция в Сербии. Сегодня эксперты утверждают, что против Сербии военные НАТО применили весь спектр вооружений и добились того, что победила одна сторона этнического конфликта. Действия военных унесли жизни 500 мирных граждан. Однако Москва делала, прежде всего, все возможное для защиты сербского населения, а не пыталась обострить конфликт. Тогда как эксперты НАТО при самом первом удобном случае решили приостановить сотрудничество с Россией. Первый сигнал прозвучал еще в 2008 году, когда Россия спасла Южную Осетию от грузинской агрессии, ну а события на Украине стали для натовцев поводом для фактически полного разрыва. Говорит член Совета ПИР-Центра Дмитрий Поликанов:
"Жалко, что это произошло по вине натовской стороны, потому что это была их реакция на присоединение Крыма и на дальнейшие украинские события. Хотя Россия до последнего подчеркивала свою готовность продолжать сотрудничество. И более того, был в высокой степени готовности ряд проектов, которые могли сотрудничество двинуть вперед".
Однако в НАТО решили не менять своих ориентиров и строить европейскую безопасность, прежде всего, с оглядкой на Запад. Нынешние отношения России и НАТО фактически заморожены, заключает член Совета по внешней и оборонной политике Александр Михайлов:
"У нас ситуация – ни мира, ни войны. Мы достаточно прохладно относимся к этому блоку, тем более что на сегодняшний день он исчерпал свои ресурсы. Многое из того, что было в прошлые годы, в период "холодной войны", оно представляло опасность для России. На сегодняшний день мы прекрасно понимаем, что НАТО сегодня такая достаточно консервативная структура, которая используется для оказания давления на своих противников. Но давление это больше моральное, психологическое. Потому что говорить о том, что этот блок в состоянии принимать какие-то меры радикального характера – сегодня уже не приходится. Мир изменился, угрозы, которые сегодня реально существуют с одной и с другой стороны, они серьезны. Потому что они нас объявили в последнее время своими противниками. В этом ничего странного нет. Мы как были противниками, так и остались. Со времен холодной войны ситуация мало менялась. Были периоды улучшения партнерских отношений, но это носило больше политический характер, чем практический".
Практическим же уроком для России стало понимание простого факта: в современном мире выстраивать отношения с европейскими партнерами по НАТО пока что невозможно. В этом блоке пока еще очень сильна позиция Вашингтона, который не собирается учитывать европейский интерес и хочет по-прежнему использовать альянс для решения только своих задач.