Автор Дмитрий Геер
В последние годы единственным богатством Африки оказались конфликты. Специалисты предлагают многочисленные определения: называют их межэтническими, межконфессиональными, этнополитическими. Однако за всеми этими определениями кроется одна причина – бедность.
Десятки гражданских войн, сотня военных переворотов, геноцид и массовый политический террор – вот, что характеризует современную жизнь Африки. Эксперты утверждают, что более половины стран континента смогли чудом избежать военно-диктаторских режимов.
Каждое политическое потрясение только обостряет внутренние социальные, в том числе межэтнические, конфессиональные и этнополитические конфликты. Чуть ли ни все они переходят в новые противостояния, а многие – в кровавые бойни. Дарфурский конфликт в Судане, вылившийся в кровавое противостояние, сомалийская война, политический кризис в Кении, геноцид в Руанде – только некоторые из них. Однако эксперты призывают не видеть в этих противостояниях только конфликт разных групп людей. Для простых африканцев причина недовольства вызвана желанием вырваться из бедности, однако вина, как за бедственное состояние, так и за кровавый сценарий развития событий, почти всегда лежит на Западе, уверен петербургский политолог Юрий Светов:
"Политическая нестабильность отнюдь не способствовала тому, чтобы развивалась экономика. И Африка, при богатстве природных ресурсов, продолжает оставаться бедной. Отсюда люди, которые видят мир, живущий по-другому, ищут выход в революциях, полагают, что если свергнуть одну власть, то положение сразу улучшится. И вина в бедах Африки западных стран очень велика, потому что они формально перестали быть колониями, а фактически находились под покровительством, под надзором западных государств. Наглядный пример – Франция, которая регулярно посылала свой иностранный легион в любую страну, где начиналось какое-то движение, которое Франции казалось неправильным. Высаживались туда. Придавливали не нравящиеся политические силы, и все продолжалось своим чередом".
Кстати, операция французских войск в Мали получила активную поддержку и союзников Парижа по НАТО, и Африканского союза. Комментарий Москвы о том, что любая военная операция в Африке должна опираться на мандат ООН, остался незамеченным. Примерно так же сейчас многие политики на Западе стараются не видеть зарождение или даже активные действия новых движений, добавляет доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института Африки РАН Анатолий Саватеев:
"Этноконфессиональные конфликты отвлекают и творческую мысль африканцев, и селят вражду в сердцах людей, принадлежащих к разным религиозным и этническим общинам. Совсем недавно отмечали 21-ю годовщину геноцида в Руанде. Сейчас неспокойно в Бурунди. События в Сомали и Кении показывают опасность исламского экстремизма. И в самой большой и наиболее населенной стране Африки – Нигерии – весьма остро стоит вопрос с исламскими экстремистами, точнее с людьми, которые называют себя мусульманами, но де-факто законы шариата не исполняют. Я имею в виду течение "Боко Харам" – в буквальном переводе: "западное образование – грех"".
Любые попытки Запада представить конфликты в Африке только в межрелигиозном ключе тоже не выдерживают никакой критики, подчеркивает кандидат исторических наук, заведующий Центром по изучению стран Тропической Африки Института Африки РАН Татьяна Денисова:
"Нигерия: основа конфликта, казалось бы, межрелигиозная – христиане и мусульмане. Но, на самом деле, это тоже в чистом виде борьба за власть между мусульманским севером и христианским югом. Конечно, это более ярко выраженный конфликт на межконфессиональной почве, потому что с одной стороны – мусульмане, а с другой – христиане. Но в нигерийской армии очень много мусульман… Сейчас воюют с одной стороны мусульманские исламисты, а с другой – мусульмане, которые не считают себя экстремистами, и тоже это осуждают. Здесь причина конфликта – межконфессиональные противоречия – тоже размыта".
Пока мировое сообщество предпочитает использовать только один рецепт для решения любого конфликта на африканском континенте. Тот факт, что ни введение военных сил, ни поддержка одной из противоборствующих сторон не могут окончательно остановить кровопролитие, стараются не замечать. Многие российские эксперты настаивают: подобная политика очень скоро приведет к тому, что Африка станет новым поставщиком терроризма для всего мира. Число бедных и недовольных условиями жизни там растет в геометрической прогрессии.