Автор Михаил Шейнкман
В разгар очередного шпионского скандала между Москвой и Вильнюсом президент Литвы Даля Грибаускайте показала, с кем ее спецслужбы должны ходить в разведку. Когда их агент уже вовсю "сливает" информацию ФСБ, она не проронила ни слова. Ну, кроме "партизанского": "больше я вам ничего не скажу". Хотя формат интервью популярной в Латвии программы "Один на один" не был похож на допрос, а ее ведущий Гундарс Рейдерс даже не думал ставить свою собеседницу в тупик и прижимать ее к стенке. Поинтересовался ее личным отношением к легализации однополых браков. Спросил о возрождении славных баскетбольных традиций Литвы. Предложил оценить вероятность повторения в ее стране трагедии, подобной той, что в декабре 2013 похоронила под обломками торгового центра в рижском районе Золитуде более 50 человек. Получил на семь бед один ответ.
"Эти вопросы мы не согласовывали. Не хочу про это говорить. Если вы настаиваете на этих вопросах – мы закончили разговор", – резко отреагировала Грибаускайте на несанкционированные вольности журналиста. Как признал потом сам Рейдерс, согласованные темы к тому моменту еще не были исчерпаны, поэтому он уступил и продолжил беседу без импровизаций. Не зря же все-таки приехал в Вильнюс, в резиденцию президента. Хотя мог бы и получше подготовиться. Должен был знать, например, что не просто так о Грибаускайте ходит слава, будто она избегает прямых эфиров. Поговаривают, что боится стать легкой добычей "акул пера". Как, скажем, Порошенко, который на днях слишком бледно выглядел под градом неудобных намеков немецкого телевизионщика.
Президент Литвы – солдат информационной войны – позволить себе этого не может. Для нее вопрос – это прицел. Ответ – выстрел. Каждый – как политическое заявление о борьбе с "российской агрессией". А Рейдерс интересовался, мало того, что без разрешения, так еще и темами, слишком приземленными для птицы такого полета. В смысле, "ястреба". Обрушение крыши в супермаркете при всем желании руке Москвы не "пришьешь". Баскетболом можно было бы над Россией покуражиться, учитывая, что Литва по-прежнему относится к числу европейских грандов. Но, видимо, и это не ее корзина.
Хотя, понятно, что не в конкретике дело. Она ведь и в обычной жизни раздражается, когда ее спрашивают о том, о чем она не просит. Молчит, стиснув зубы, когда речь заходит о бедственном положении Литвы. И уходит в отказ, когда ей припоминают папу-энкавэдэшника. Хотя после этого эфира ей еще раз скажут, что замашками она в него пошла. Ее воля, она бы и Рейдерса за вольности "закрыла", как российские каналы. Но Латвия все-таки – союзник. А этот парень – один из лучших ее ведущих. К тому же, главное, что его "Рейдерский" захват не прошел. Грибаускайте ведь именно этого боится.
Продолжает тему из Вильнюса независимый журналист Денис Тарасенко.
– Я знаю, что в Литве широко обсуждается телескандал с участием президента Грибаускайте. Какие оценки преобладают?
– В профессиональном сообществе, конечно, без восторгов восприняли это интервью. Журналисты, особенно в социальных сетях, говорят о том, что стыдно. И общественные деятели – тоже. Например, сегодня в парламенте у нас лидер "Зеленых", между прочим, в прошлом главный советник президента Литвы, Линас Бальсис с трибуны говорил о том, что в Литву возвращаются времена главлита и цензуры. Действительно, кто же отвечает на самом деле на вопросы устами президента, если после совершенно невинного вопроса, например, о баскетболе, она оборачивается к своим советникам и отказывается отвечать, потому что вопрос не согласован.
– Насколько характерно для президента такое отношение к журналистским вольностям? Собственно, именно они характеризуют уровень свободы слова.
– Почему получилось в этот раз так, как получилось, это большой вопрос. Но Вы правы по поводу уровня свободы слова. Поскольку, наверное, здесь и кроется ответ на загадку, почему президент Литвы очень редко выходит на пресс-конференции. Это достаточно закрытая личность. Поговорить с ней журналистам удается эпизодически – просто во время каких-то мероприятий, где она говорит по теме очень коротко, лаконично и своим знаменитым "резаным" стилем.
Кстати, о шпионском скандале. В окружении Грибаускайте полагают, что разоблачение в Москве сотрудника литовской военной разведки Арстидаса Тамошайтиса – это ответ ФСБ на арест российского агента в Вильнюсе. Но, во-первых, Тамошайтис – это реальный человек, пойманный с поличным. То, что пойман он был очень кстати, лишь говорит о том, что его уже давно контролировали. Во-вторых, в его деле все открыто и с соблюдением дипломатических процедур. О задержанном в Литве россиянине известно только то, что это некто, который хотел внедриться во власть и влиять на решения. Так за это можно брать любого литовца. К тому же здесь это место уже занято агентом США. А следующие выборы президента Литвы только через четыре года.