Автор Михаил Шейнкман
Министр обороны Польши Томаш Семоняк предложил Пентагону сделать его страну платформой американского военного присутствия в Европе. На конференции в Вашингтоне он призвал на постоянной основе разместить силы и средства НАТО на восточной границе "для взвешенного сдерживания России". Семоняк посетовал, что "Европа не окружена со всех сторон друзьями", а потому порекомендовал Соединенным Штатам поскорее войти в нее многочисленно по самую Польшу, пока этого не сделали враги. "Вряд ли мы дождемся шестого флота США в Балтике, но Польша могла бы стать хабом американского военного присутствия и операций в регионе".
С этого места хотелось бы поподробнее. Но о каких именно "операциях в регионе" может идти речь, если их нельзя назвать более нейтральным словом "учения", Семоняк распространяться не стал. То ли потому, что перед ним сидела лучше его осведомленная аудитория, то ли потому, что это не его дело. Его задача заключалась в том, чтобы произвести впечатление экспрессией противодействия. Дескать, чтобы не бояться "руки Москвы", на Вашингтон должны активней поработать ляхи. Понятно, что Семоняк не просто так США на Россию "пентагонит". Знает, что "ястребам" это нравится. К тому же это у них в Варшаве официальная политика такая – нагнетать антироссийскую истерию, чтобы прослыть главным европейским форпостом борьбы с "имперскими амбициями Кремля".
Однако даже для них идея с американским военным хабом – это все-таки слишком "поХАБное" предложение. И совсем не только в смысле игры слов. Ведь, на самом деле, выглядит непристойно, когда власти суверенной страны даже не просят, а требуют, чтобы в нее вошли силы. Впрочем, Варшава уже не раз с превеликим удовольствием доказывала, что ей прислуживать не тошно. Семоняк благодарным слушателям в Вашингтоне тоже не без гордости напомнил о "высоких темпах наращивания польских расходов на оборону, которые на сегодняшний день выше, чем у всех стран, вступивших в альянс после 1999 года, вместе взятых". Он сорвал бурные аплодисменты призывом к НАТО "иметь не только бригаду быстрого реагирования, но и целую дивизию с тяжелой военной техникой".
Альянс, между тем, прежде не знал, где взять деньги даже на бригаду и необходимую, хотя бы для нее, инфраструктуру. Но это было еще до того, как Польша захотела стать разгонной платформой. Правда, находится она на тупиковой ветке развития.
Тему продолжит эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер.
– Вы считаете, в Польше многие хотят, чтобы она стала военной платформой США? И что это за некие операции в регионе, о которых упомянул Семоняк?
– Польша хочет найти свое место в американской линии поведения в Европе. Она хочет стать для США неким непотопляемым авианосцем, который кроме того, что выполняет функции некоего переднего края, играет роль еще и некоего хаба. Этот хаб должен стать центром всех операций, которые будут в Польше проводить. В том числе направленных против России. Это мнение, что Польша должна стать передним краем обороны против России, разделяет значительная часть элиты. Но, в целом, не разделяет значительная часть избирателей. У избирателей просто сейчас нет альтернативы. Для них очень трудно создать некую массовую политическую организацию, которая будет стоять на других позициях. Именно потому, что в элите есть определенный консенсус.
– Чем объяснить такой агрессивный, можно сказать, уже хронический антироссийский задор Варшавы? Ей-то что это дает, кроме репутации американского хаба?
– Польской элите этого достаточно. Она ищет спонсоров, она ищет заказчиков, она ищет свое место. Никакого другого места она не видит и найти не может. Совершенно очевидно, что за последние два года отношения Польши с Германией заметно ухудшились, а с США заметно улучшились. В Польше считают, что Америка может быть заказчиком антироссийской политики, а вот Европа, в том числе Германия, им быть не может и не хочет.
Шеф Пентагона Эштон Картер пока оставил без ответа предложение Семоняка, но похвалил Варшаву за милитаризацию и планы по приобретению американских зенитно-ракетных комплексов Patriot на 4 млрд долларов. Еще бы: у нее фермеры в убытках, социальные протесты один за другим, а она не жалеет бюджета своего ради бюджета США. Тоже, между прочим, любовь к родине, даже если самое патриотичное в ней – это чужие Patriot. Патриотизм такого калибра либо улетучится при первой же опасности, либо так и останется мертвым грузом. Но под его прикрытием уже никакая оппозиция не посмеет сказать правящей "Гражданской платформе", что плохому танцору янки мешают. Тем более когда они на эту платформу взгромоздятся.