Автор Ася Гром
Желание Брюсселя избавиться от российского газа все больше напоминает навязчивую идею. Уже всем давно понятно, что экономически эти попытки абсолютно невыгодны, однако политики не оставляют попытки убедить всех, что только без российского газа они смогут увидеть светлое будущее.
Еще пару лет назад весь мир стоял на пороге сланцевой революции: американские аналитики каждый день выдавали новые данные о тех потерях, которые ждут Россию. Разговоры о том, что "Газпрому" серьезно придется побороться за место на рынке, сменялись восторгами по поводу того, что усилия американцев по добыче сланцевого газа не пройдут даром. Однако революция так и не наступила по сей день, а нынешние низкие цены на углеводороды ставят под вопрос будущее дорогостоящей разработки сланцевых месторождений. Но даже если эти месторождения выживут и будут работать, вопрос поставок уже СПГ в Европу никто не снимал. Пока что, расходы на транспортировку СПГ из США в Европу "загоняют" цену на газ для конечного потребителя в заоблачные высоты. Но американцы хотят таким образом решить сразу несколько своих задач, а значит им надо сделать все, чтобы у Европы не было пространства для маневра. Говорит директор аналитического департамента компании "Альпари" Александр Разуваев:
"Теоретически – реально. Другое дело, что надо построить терминалы для приема этого газа – это время и серьезные деньги. Плюс – действует привязка цен на газ к ценам на нефть, значит, газ сейчас будет достаточно дешевый. И не факт, что это будет рентабельно с точки зрения поставщиков. Идея отказаться от российского газа в пользу американского на 100% политическая. Американцы, конечно, хотели бы "выбить" Россию, и давят на своих партнеров. Но с точки зрения экономики лучше, чем поставки "Газпрома" по трубопроводам (понятно, что себестоимость поставок по трубе стремится к нулю), никто еще пока ничего не придумал. Вот американцы и используют свое политическое влияние, мощь для того, чтобы продвигать свою экономику и решать геополитические вопросы".
Конечно, есть и поставщики гораздо ближе – это газ из Норвегии. Ее доля на сегодня составляет четверть всего газового европейского рынка. И еще пару лет назад в Норвегии были уверены, что к 2030 году эта доля возрастет до 40%, и именно газ станет в будущем основой всей экономики страны. Но довольно быстро эти прогнозы были опровергнуты. Оказалось, что совсем скоро добыча начнет падать, а новых крупных месторождений в будущем не предвидится. И пока власти страны готовят свой народ к мысли, что благосостояние заканчивается, европейские политики стараются все реже говорить о пользе "норвежского чуда".
Но европейцы не оставляют надежду найти альтернативу – не на Севере, так на Юге. Есть газ из Азербайджана, но его 10 млрд кубометров, которые планируется поставлять на первом этапе, хватит только для обеспечения Южной и, частично, Юго-Восточной Европы. Долгие годы идут разговоры о поставках туркменского газа, но пока дальше признания необходимости равноправного и взаимовыгодного сотрудничества дело не пошло. Есть еще одна проблема – это строительство Транскаспийского трубопровода по дну Каспийского моря, который свяжет Туркменистан с Азербайджаном. Но с этим проектом надо быть очень осторожными. А еще неплохо бы постоянно иметь в виду позицию Ирана, отмечает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев:
"Что касается Туркмении. Хотя ЕС утверждает, что они к 2019 году выйдут на европейский рынок, я в этом очень сильно сомневаюсь. По трем причинам. Во-первых, построить Транскаспийский газопровод очень сложно.
Конечно, есть еще газ из стран Ближнего Востока. Но здесь ситуация меняется каждый день. А учитывая, что США видят в этом регионе центр своих интересов, уже в самом скором будущем гарантировать газовые поставки из этого региона в Европу не сможет никто.