Автор Ася Гром
Решение России поставить точку в проекте "Южный поток" стало для многих в Европе настоящим холодным душем. Одно дело испытывать терпение Москвы громкими заявлениями, другое – увидеть своими глазами, к чему подобные выпады могут привести.
Реализация "Южного потока" в создавшихся условиях невозможна. По словам Владимир Путина, позиция Еврокомиссии явно не способствовала реализации этого проекта. Ну а последней каплей стал мучительный выбор Болгарии, которая все никак не могла дать разрешение на начало строительства в море. В Москве прекрасно понимали, что без этого разрешения начинать строительство, по крайней мере, экономически не выгодно. А уж подойти к болгарскому берегу и остановиться – это просто нелепо. Разбирать теперь мотивы, по которым Брюссель так давил на Болгарию, ни имеет смысла – дело сделано. Основной же вывод, который можно сделать сейчас: еврочиновники играют в свою игру, которая не имеет ничего общего с истинной европолитикой, отмечает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов:
"Брюссель – наиболее проамериканская часть европейской элиты, поэтому они в принципе против российского газа в любых его проявлениях. Дай им волю, они бы вообще ничего не покупали. Вопрос, как бы жили их люди, их промышленность без газа. Но это их беспокоит меньше всего. Они с душевным скрежетом соглашаются с тем, что российский газ им нужен. Но когда появляется любая возможность досадить "Газпрому", они с радостью это делают. Тем более что страны юга Европы оказались как-то неспособны себя защитить в отличие от той же Германии. Эти страны пошли против своих интересов и отказались от выгодного для них проекта".
Европейская реакция на решение Москвы не заставила себя ждать. Констатация того факта, что европейский рынок теряет для России исключительную важность, была преподнесена как самая настоящая угроза. Европа на страницах газет и журналов уже была готова к самой настоящей войне. И мало кто вспоминал в этот момент, что именно противодействие Евросоюза и заставило Москву отказаться от этого привлекательного для многих европейских бизнесменов проекта.
Еще больше шуму наделало решение Москвы развернуть работы по проекту "Турецкий поток". Новая труба должна пройти из России по дну Черного моря в направлении Турции. Планируется, что новый газопровод, общая протяженность которого составит 1100 километров, будет состоять из четырех ниток. На границе Турции и Греции должен быть построен современный газовый хаб. Что же касается стран Евросоюза, то они должны сами подготовиться к приему этого газа, каждая на своей территории. Но уже сейчас можно говорить о том, что от этого проекта могут выиграть конкретные европейские страны. Главное – не повторять прошлых ошибок, предупреждает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев:
"Греция, которая покупала газ у России по относительно высоким ценам из-за очень большого количества транзитеров – она при пуске "Турецкого потока" получит значительные скидки. И, конечно, она очень сильно в этом заинтересована. После того, как Брюссель разрушил мечты Болгарии об огромных инвестициях и увеличении числа рабочих мест, он попытается сделать это с Грецией".
По данным на конец апреля, работа над проектом строительства газопровода идет по графику. Планируется, что уже в 2020 году мощность трубы достигнет 64 млрд кубометров газа в год.