Автор Михаил Шейнкман
Тот, кто отказывается от логики, рано или поздно лишается и логистики. Россия остановила транзит вооружений НАТО в Афганистан и обратно. Постановление премьера Медведева опубликовано на официальном портале правовой информации. Формально решение принято "в связи с прекращением действия резолюции Совета Безопасности ООН от 20 декабря 2001 года". Именно с нее началась миротворческая операция в Афганистане. И этот же документ призывал оказывать необходимую помощь международной коалиции, включая разрешение на пролет и наземный транзит.
Фактически, Россия подключилась к процессу в качестве так называемого "северного маршрута" в противовес "южному" через Пакистан в 2009 году. Тогда, возможно, это был ключевой момент даже не только этой миссии, а геополитики вообще. По сути, он стал кульминацией того, что назвали "перезагрузкой". После августа 2008 прошло достаточно времени, чтобы в двух сверхдержавах поняли, что надо как-то жить и сосуществовать дальше. Свежеиспеченный американский президент вселял оптимизм одним лишь своим желанием остановить все войны на планете. Москва оценила его порыв не ниже Нобелевского комитета. Правда, в отличие от премии мира, решение поддержать Обаму "афганским транзитом" имело не символический, а практический смысл.
Воздушное пространство для переброски вооружений (до 4,5 тысяч рейсов в год), перевалочная база на военном аэродроме в Ульяновске для нелетальных грузов. Россия не прервала трафик даже тогда, когда уже стало совсем понятно, с кем она имеет дело. Открытым Москва оставляла для США свое направление их афганской деятельности и после Сирии, и после Украины и даже после санкций. Она свернула его только сейчас, спустя полгода после того, как закончилось действие резолюции Совбеза, позволив американцам вывезти из Афганистана все лишнее и оставить там сколько надо. Но вряд ли Вашингтон оценит эту порядочность.
Надо думать, для него эта новость, несмотря на ее предопределенность, не из приятных. Хоть и в сильно сокращенном формате, но 10-тысячный корпус американских войск плюс три тысячи солдат из стран альянса – это тоже военное присутствие. И его также нужно материально-технически обеспечивать. А у США для этого теперь остается только Пакистан. Отношения с ним у Белого дома неважные. И, вероятно, Исламабад не откажет себе в удовольствии воспользоваться монополией на транзит и "стрясти" с американцев какие-либо дополнительные уступки. Впрочем, для Штатов они в любом случае будут несоизмеримы с требованиями России. Она ведь заставляет их быть нормальными людьми. А это так непросто.
Тему продолжит старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Леонид Гусев.
– Почему на отмену "афганского транзита" Москва пошла только сейчас, хотя резолюция Совбеза ООН утратила силу еще в декабре?
– Видимо, все-таки мы надеялись, что отношения с США будут на таком нормальном, что ли, уровне. Но эти почти полгода все же показали, что нет между нами того взаимопонимания, что было раньше. Поэтому мы были вынуждены пойти на такие меры.
– Насколько это болезненно для США, учитывая, что они сохраняют свое военное присутствие в Афганистане? И возможно ли возобновление "афганского сотрудничества" в принципе?
– Мера все-таки значительна для Соединенных Штатов, потому что поставки через Пакистан идут через границу, которая контролируется различными племенами. В том числе, и теми, что активно вместе с "Талибаном" принимают участие в военных действиях как на территории Афганистана, так и на территории самого Пакистана. Поэтому транзит через Россию, далее Казахстан, Узбекистан и до Афганистана – все-таки помогал американцам. Что касается возобновления, я думаю, все-таки мы должны к этому прийти. У нас есть общие интересы. Особенно в сфере борьбы с терроризмом, экстремизмом мы должны какие-то общие усилия предпринимать.
Белый Дом, конечно, разочарован. И, видимо, даже не тем, что он теряет одно из направлений переброски живой силы и техники. С сокращением военного присутствия в Афганистане значимость "северного транзита" так или иначе начала бы сходить на нет. Но вместе с ним США лишаются и прикрытия. Ведь этот воздушный маршрут оставался для них едва ли не единственной возможностью быть в положении сверху и смотреть на Россию свысока. Причем, не исключено, что и в разведывательном смысле этой позиции. Но Москва опустила Вашингтон с небес на землю. Теперь нет логистики, но есть логика. Шесть лет Штаты пролетали через нашу территорию и, в конце концов, "пролетели" с ней окончательно.