Автор Михаил Шейнкман
С баз долой – из сердца вон. Пентагон, как и обещал, начал "сдавать дела" в Старом Свете. В январе помощник министра обороны США Дерек Шоле объявил, что Штаты сократят свое военное присутствие в странах ЕС, чтобы сэкономить до 500 млн долларов в год. В течение нескольких лет, – сказал он тогда, – 15 военных объектов вернутся хозяевам, а семь тысяч американских солдат – домой. Вполне естественно, что открыть "сезон закрытий" решили в Германии. Когда в стране штатовских баз едва ли не больше, чем во всей остальной Европе – под три сотни, а второй по численности за пределами США 50-тысячный американский контингент составляет четверть самого Бундесвера, наверное, можно "пожертвовать" одним лагерем без ущерба для производства.
Списать на местных Пентагон захотел свое подразделение недалеко от Штутгарта. Его признали "избыточным для нужд Вооруженных сил США в Европе". Хотя, видимо, не только в ней. По данным немецких СМИ, здесь располагалось командование Africom, с осени 2007 года оно координировало нанесение ударов беспилотниками в африканских странах. Примером этой базы местные правозащитники, пацифисты и левая оппозиция частенько подкрепляли обвинения в адрес США в нарушении международных норм и во втягивании Германии в военные конфликты.
Нельзя сказать, что теперь у них будет меньше поводов. Но Вашингтон вполне может преподнести этот бивуак добропорядочным бюргерам в качестве жеста доброй воли. На фоне череды громких шпионских скандалов – это даже вполне потянет на моральную компенсацию. Тем более что немецкая общественность бурлит: партнерство со Штатами называет зависимостью, пересмотра отношений добивается, на "янки гоу хоум" настаивает. Пусть таких всего 48%. Но это исторический максимум, с тех пор как первые американские солдаты пришли сюда, как к себе домой. А Штаты в ответ на эту исключительную меру доверия возвращают территорию как свою. И, не исключено, что не ее одну.
Хотя "добрая воля" – это последнее, о чем они подумали. Сокращение военного присутствия в Европе – вынужденная мера. Секвестр программ Пентагона происходит последние 4 года. Но самый серьезный удар по ним был нанесен бюджетом 2015: изначальные 636 млрд долларов превратились в "жалкие" 502. Как они говорят, не деньги – слезы. Правда, слезы крокодильи, поскольку даже с таким довольствием Пентагон имеет больше, чем все остальные обороны вместе взятые. Но, тем не менее, ему предписали сесть на диету. А в их случае это значит – встать и уйти.
Прежде обходились Афганистаном и Ираком. Теперь отступать некуда – позади весь мир. Благо, есть, где свернуться. Американские военные базы – это не менее 95% всех зарубежных баз на планете. Об их точном количестве даже специалисты говорят приблизительно. Речь может идти о тысячи объектов. Фактически нетронутым США оставят только Азиатско-Тихоокеанский регион, он теперь у них – приоритет. А вот Европу "проредят".
Продолжит тему руководитель Центра германских исследований Института Европы Владислав Белов.
– Как Германия оценит жест США? Вообще, заслуживает ли отказ от одной базы из трех сотен того, чтобы на это как-то реагировать?
– Это не жест доброй воли. Это согласованные между правительством Германии и США шаги по постепенному выводу американских войск. С точки зрения военного присутствия, США уже давно не играют здесь той роли, как это было во времена "холодной войны". Поэтому само население и правительство Германии в большей степени относятся к этим базам, как к историческим реликтам. Есть определенная военно-техническая значимость, но она абсолютно несравнима с тем, что было пару десятилетий назад. Саму Германию, наверное, волнуют не столько американские войска, сколько технические средства прослушивания. Это в большей степени, особенно с точки зрения гражданского общества, опасно, чем риски, связанные с присутствием Вооруженных сил Америки на территории Германии.
Пентагон должен в течение десяти лет урезать более триллиона долларов. Кроме Германии "под нож" пойдут базы в Великобритании, Италии, Португалии. Эксперты робко предрекают США постепенную потерю контроля над миром, если темпы сокращения военного присутствия будут сохраняться. В обозримом будущем до этого, наверное, не дойдет. Но потому Штаты и требует от партнеров по НАТО финансовой солидарности, что сами уже не тянут свою гегемонию. Вашингтон всегда будет уверен, что у человечества может быть только один заступник. Но и у него своя рубашка — ближе к телу. Даже, если это – камуфляж.