Указ о формировании нового консультативного органа – Совета реформ – появился 13 мая на сайте президента Украины Петра Порошенко. Совет должен возглавить бывший глава Грузии Михаил Саакашвили, а среди членов названы бывшие премьер-министры Швеции, Словакии и Литвы, глава комитета Европарламента по иностранным делам, а также действующий член сената США от Аризоны Джон Маккейн. Михаил Саакашвили сообщил в Facebook, что получил от него принципиальное согласие на участие в Совете реформ. Американский сенатор подтвердил, что получил такое предложение, но заявил, что прямого согласия на участие в консультативном органе не давал.
"В современной украинской политической культуре принято смешивать желаемое и действительное. С Маккейном были какие-то переговоры, но сразу заявили, что он согласился. Это вполне в их духе. Но если даже Маккейн войдет в этот Совет реформ, то он не будет там заниматься активной деятельностью, как, собственно, и экс-премьер-министры. Просто некоторым странам выгодно иметь таких представителей западного истеблишмента, они берут их работать "свадебными генералами"", – сказал в эфире радио Sputnik политический аналитик Международной организации по наблюдению за выборами СIS-ЕMO Станислав Бышок.
По его мнению, реальных перспектив у Совета реформ нет, он не способен решать проблемы Украины.
"Этот Совет – дискуссионный клуб плюс красивая вывеска. На самом деле, чтобы реформы состоялись, недостаточно набрать десять бывших чиновников и запустить эту "машину реформ". Так не делается. Если все-таки какие-то реформы и начнутся на Украине, хотя в этом есть определенные сомнения, то это никак не будет связано с деятельностью этих экс-министров", – полагает аналитик.
По его словам, приглашая иностранцев в правительство и на должность всевозможных консультантов, Киев стремится укрепить свои связи с Западом.
"Наличие таких людей в правительстве и околоправительственных структурах работает на две цели: поддержать соответствующий уровень оптимизма в украинском обществе при отсутствии реальных достижений и подчеркнуть свою приверженность западному выбору, укрепить, по крайней мере, внешне свои связи с Западом", – считает Станислав Бышок.