Автор Михаил Шейнкман
Тот, кто считал, будто у Грузии тоже только две беды – Южная Осетия и Абхазия, просчитался. Оказывается, и здесь, прежде всего, своя рубашка ближе к телу. Тем более, когда уже не у каждого она есть. Впервые за последние 10 лет территориальная целостность страны не вошла в тройку самых главных государственных проблем. Потеря земель до сих пор беспокоит лишь четверть населения. И это только четвертое место. Согласно опросу, две трети волнует безработица, почти половину – повышение цен и под 40 % – нищета. А ведь Тбилиси, что при Саакашвили, что при его сменщиках, обещал построить рай на зависть соседним республикам, чтобы пожалели о своем поведении и попросились обратно.
Но если допустить, что они вдруг захотят вернуться, то им сейчас здесь вряд ли будут сильно рады. Это же придется все делить на троих, а Грузии нынче и самой мало. Поэтому восстановление в прежних границах для ее граждан – это уже явно не предмет первой необходимости. Это совсем не значит, что грузины смирились с независимостью Абхазии и Южной Осетии. Они охотно об этом поговорили бы. Но после еды. А она, в буквальном смысле, не до жиру. Территориальные лишения больше не считаются уважительной причиной и оправданием безысходности. Тем более, что Тбилиси даже то, что осталось, содержать в порядке не удается.
Данным Национально-демократического института США (NDI), эти исследования – его работа, здесь привыкли доверять едва ли не больше, чем собственным властям. Его выводы называют объективными, хотя и не беспристрастными. В известной степени, он не столько изучает общественное мнение, сколько предупреждает о нем. По принципу: врагов нужно знать в лицо. И в цифрах. Саакашвили, правда, в свое время это не помогло. Хотя американские социологи еще до парламентской победы Иванишвили указывали экс-президенту на сокрушительный рост популярности "Грузинской мечты". Теперь они уже и ей самой делают замечание. Директор офиса NDI в Тбилиси Лора Торнтон именует полученную информацию "вызовом для правительства". Она сокрушается по поводу того, что "для населения более приоритетны экономические вопросы", и откровенно недоумевает: как люди могут думать о себе, когда родины им по-прежнему не хватает. Выходит, могут, если больше это делать некому. Есть, конечно, и у них президент, парламент, премьер с правительством только-только обновленным. Но и они, похоже, больше надеются не на себя, а на Абхазию с Южной Осетией. Что те не захотят вернуться, чтобы не пришлось делиться последним.
Тему продолжит из Тбилиси лидер партии "Свободная Грузия" Каха Кукава.
– Насколько неожиданными стали для Вас результаты опроса, и можно ли говорить о том, что проблема утраченных территорий для рядовых грузин отходит на второй план?
– Да. Это реальность. Но я все-таки добавлю, что это не значит, будто эта проблема для страны не приоритетна. Это лишь отражает, что в реальной политике властей эта проблема вообще не фигурирует. У них нет инициативы по этой тематике. 90% деятельности власти занимают или экономические вопросы, или вопросы интеграции в НАТО. И поэтому в обществе нет ощущения того, что по этому вопросу в какой-то краткосрочной перспективе будут искать какое-либо решение.
– При этом социологи делают несколько иные выводы. Они говорят о том, что как раз ухудшение экономической ситуации влияет на то, что люди перестали интересоваться проблемой ушедших республик.
– Конечно, я согласен с тем, что экономическая ситуация влияет на эти вопросы. Однако если спросить, сколько процентов будут согласны примириться с потерей Абхазии и Южной Осетии, то я думаю, мы получим "ноль". Они все по-прежнему думают, что это является главным вопросом для Грузии, однако нет ощущения того, что при нынешних властях ему найдут реальное решение. Долгосрочную перспективу невозможно планировать сейчас премьер-министру Ираклию Гарибашвили, потому что, скорее всего, через 2-3 месяца он уже не будет занимать этот пост. Этот пост займет какой-нибудь новый "фаворит" Бидзины Иванишвили.
Кстати, недалеко от Тбилиси, на военной базе в Вазиани накануне начались совместные грузино-американские учения "Достойное партнерство". 600 солдат, 14 единиц тяжелой техники – США еще никогда не были представлены здесь в таком боекомплекте. Главная задача маневров – сближение местного пехотного подразделения с силами реагирования НАТО. В Грузии знают, как побеждать бедность. Нет территорий – нет проблемы. С Абхазией и Южной Осетией, по крайней мере, получилось именно так.