Автор Михаил Шейнкман
Если у Николя Саркози все получится с переименованием, то для полноты двухпартийной аналогии Франции будет не хватать только "демократов". Впрочем, предложив для "Союза в поддержку народного движения" (СПНД) название "Республиканцы", экс-президент, понятно, имел в виду совсем не заокеанские, а доморощенные политические традиции. Все-таки здесь этот термин ведет свою родословную от эпохи Великой французской революции.
Собственно, именно с тех пор и во всем мире, за исключением все тех же США, считается, что партия с таким позывным имеет смысл только в странах, которым еще нужно доказывать, что они – республика. Выходит, Франция, если буквально понимать идею Саркози, опять одна из них.
Он пообещал ребрендинг оппозиционному Союзу сразу, как только вновь возглавил его. Не исключил при этом, что и величать его станут иначе. Хотя СПНД вполне хватило собственной аббревиатуры для убедительной мартовской победы на департаментских выборах. Но сам Саркози ее посчитал только авансом. Потому на волне первого успеха и продолжил гнуть свою линию. На самом деле, у СПНД не такая богатая история, чтобы дорожить его именем. Создан он был в 2002 году под одноразовую задачу: переизбрание Жака Ширака. В итоге, хватило еще и на Саркози. Правда, только на первый срок. Потом – поражение от Олланда, скандалы, разброд, шатания, подпорченный имидж.
Политбюро "Союза в поддержку народного движения" накануне своего лидера поддержало. 30 мая окончательное решение по смене вывески примет съезд партии. Между тем, в рядах правоцентристов нет единодушия. Как показывают апрельские опросы, 56% отдают предпочтение привычным литерам. Но Саркози неудержим. Уверяет, что переименование придаст движению новый импульс и позволит выгодней смотреться в избирательных кампаниях, включая президентскую в 2017 году.
"Республиканцы" – это действительно удачный маркетинговый ход. Причем, именно в таком звучании: "Республиканцы", а не "Республиканская партия". Во-первых, от словосочетания все-таки отдает американизмом. А Саркози на контрасте с Олландом позиционирует себя борцом с геополитической зависимостью. Во-вторых, "партия" в названии предполагает ограниченность. Саркози же претендует на размах открытого типа, имея в виду, что гражданин Франции – по определению республиканец. А значит, сам Саркози, если все пройдет, сможет официально считаться республиканским лидером. Еще до выборов.
Тему продолжит ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров.
– Так ли нужна "Союзу" смена вывески, если у него и под прежним именем на департаментских выборах все очень хорошо получилось? И в названии ли дело?
– Я думаю, что смена названия необходима. Это не только формальность, а отражение сути перемен, которые хочет провести нынешний лидер партии. Это обозначит новый курс, который пробивает с такой настойчивостью Николя Саркози. Как раз успех партии на департаментских выборах в какой-то степени определился сменой вектора политики руководства партии. В названии "Республиканцы" больше чувствуется смещение к центру, если хотите, которое, в конечном счете, и привело к успеху партии на прошедших выборах. И это, видимо, будет отражать главную политическую линию партии на президентских выборах 2017 года.
– Саркози отказывается от партийного имени. Марин Ле Пен – от отца. Достаточно ли будет социалистам отказаться от Олланда, чтобы тоже претендовать на "престол" в 2017 году?
– Думаю, что социалистам будет тяжелее добиться успеха, если они откажутся только лишь от Олланда. Социалисты находятся в некотором идейном тупике. И для того, чтобы выработать какую-то альтернативную программу правым или правоцентристам, пока не достает идеологического багажа. Поэтому проблема социалистов не в названии, а в существе их политической линии.
Оппоненты Саркози в бешенстве от его креатива. Левая "Либерасьон" называет имя "Республиканцы" "семантическим ограблением". Министр финансов и старший социалист Мишель Сапен считает новое название "неискренним". В стиле нашего Козьмы Пруткова они предупреждают, если на клетке слона прочтешь надпись "буйвол", не верь глазам своим. Впрочем, Саркози должно льстить сравнение и с тем, и с другим. Он же тоже идет напролом. Так, говорят эксперты, недолго и до Шестой республики договориться. Впрочем, судя по опросам, граждане считают, что при проамериканском Олланде она уже приобрела репутацию этого номера. Потому, кстати, и "Республиканцы", что борьба за республику опять только начинается.