Автор Мария Весновская
14 лет активной работы. Шанхайская организация сотрудничества имеет все основания говорить, что это было время серьезной и плодотворной деятельности, которая не могла не привести к значительным успехам на самых разных направлениях.
Главный итог работы любой организации – выполнить задачи, которые были поставлены изначально. В отличие от многих международных объединений, которые с годами забывали, для какой цели решили собраться вместе, ШОС сумела сохранить приверженность поставленной задаче. А она в непростое время начала 21-го века заключалась в том, чтобы противостоять вызовам, которые были брошены террористами странам Центральной Азии. Теперь можно с уверенностью говорить, что ситуация в регионе стабилизировалась, уверен ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Андрей Иванов:
"Больших успехов ШОС достигла в координации по борьбе с тремя факторами зла: терроризм, сепаратизм и религиозный экстремизм. Здесь они довольно активно координируют свои усилия и есть некое ощущение того, что в случае возникновения каких-то ситуаций, которые угрожают безопасности и стабильности, любой член организации может рассчитывать на помощь других".
На помощь можно рассчитывать и в решении экономических проблем. ШОС удалось построить не только прочную систему взаимодействия, но сделать так, что эта система остается открытой и готова принимать новых членов, говорит главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Андрей Володин:
"Если говорить об экономических целях, то это, конечно, многостороннее сотрудничество в рамках организации, создание прочной системы экономических связей, системы взаимозависимости, которая предотвратит распространение вредоносных тенденций на бывшие советские республики Средней Азии, будет препятствовать распространению политического ислама на территории КНР. Если к ШОС примкнут Индия, Иран и Пакистан, то в значительной степени ситуация в этом регионе может стабилизироваться. И самое главное: она приобретет черты предсказуемости".
В 2011 году был сделан еще один важный шаг по итогам саммита глав правительств стран-участниц ШОС в Бишкеке – решение создать Банк развития. И хотя время внесло в проект свои коррективы, работа над этим институтом продолжается, отмечает Андрей Иванов:
"Китайцы выступили инициаторами создания такого банка, который мог бы финансировать проекты на пространстве ШОС. К сожалению, к этому проекту некое время было негативное отношение в ряде стран, в том числе и в России, но сейчас отношение к нему начинает меняться. И есть надежда, что в скором времени проект начнет реализовываться. Это резко повысит возможности для осуществления общих экономических проектов".
База, заложенная еще в советские времена и даже гораздо раньше, стала основой для развития сотрудничества в гуманитарной сфере. Ключом к успеху стал русский язык, считает Андрей Володин:
"В сфере культуры есть возможности сотрудничества, они всегда существуют, но здесь очень важны детали. Если мы говорим о взаимоотношениях между Россией и странами Центральной Азии, то прекрасно должны представлять, что эти государства – бывшая часть союзного, а до этого российско-имперского культурного пространства. Здесь была велика и роль русского языка, и роль русской культуры, образования и науки. Все эти проблемы находятся в центре внимания нашей дипломатической деятельности. И деятельности культурной дипломатии. Те связи, которые существовали в годы СССР, не разорваны, восстанавливаются. И главное – мы начинаем ощущать заинтересованность местных элит в том, чтобы эти связи постепенно восстанавливались, потому что они прекрасно понимают: русский язык, наука и культура – это средство приобщения к достижениям и научно-технической, и культурной революции".
Эксперты, оценивая результаты, сходятся во мнении: ШОС сумела вывести партнерское взаимодействие между странами на новый уровень. Теперь в качестве одной из ближайших задач должно стать расширение сотрудничества с другими международными организациями.