Автор Мария Весновская
Саудовская Аравия ведет упорный бой за нефтяные рынки. Эксперты все чаще высказывают мнение о том, что основная цель этой борьбы – остаться должен только один. Однако думать, что нефтью все начинается и ей же все кончается, не совсем дальновидно, предупреждают многие эксперты.
Саудовская Аравия борется на всех фронтах. О причинах такого агрессивного поведения аналитики спорят до сих пор. С одной стороны, добившись резкого снижения цен на нефть, саудиты смогли нанести серьезный удар по таким гигантам добычи как Россия и Венесуэла, Норвегия и Нигерия. И здесь можно говорить о том, что Эр-Рияд сыграл на укрепление геополитических интересов своего на тот момент главного союзника – США. Однако теперь ситуация уже оборачивается и против вчерашнего партнера. Низкие цены начитают бить по сланцевой добыче Америки, где уровень рентабельности гораздо выше традиционных скважин. Поэтому есть все основания говорить о том, что от политики Саудовской Аравии страдают и в США, заключает директор по инвестициям ИК "Универ-Капитал" Дмитрий Александров:
"Саудовская Аравия будет продолжать свою игру на рынке до тех пор, пока не будут очевидны существенные темпы сворачивания объемов добычи в других странах-конкурентах. Это касается и ряда европейских стран, Северной Америки, ряда месторождений на Ближнем Востоке и Латинской Америки. В принципе, мы слышим сейчас в разных регионах заявления о сворачивании или перенесении сроков запуска крупных проектов. Но пока это не касается самой ближайшей перспективы. Речь шла об очень долгосрочных проектах, которые должны были в течение порядка 3-5 лет выходить на реальные крупные объемы добычи. Но эти проекты теперь приостанавливают".
Ну, а самим саудитам эти проблемы просто непонятны. Они живут в мире низких затрат на добычу, что и объясняет их решимость стоять до конца, напоминает независимый аналитик Андрей Кипрович:
"Саудиты давно уже заявляли, что они пересидят при себестоимости нефти от 8 до 28 долларов за баррель. Поэтому для них комфортна любая цена ниже 28 долларов. Им не нужно ничего развивать, они за эти деньги могут себе все позволить".
Но время начинает играть и против Саудовской Аравии. Долгие и тяжелые переговоры с Ираном были "золотым веком" Эр-Рияда. Особенно это заметно, если посмотреть на нефтяные цены прошлого лета. Тогдашний провал переговоров по ядерной программе, возможно, и натолкнул саудитов на мысль обрушить нефтяные цены. Но теперь Тегеран уже совсем иначе воспринимается и в европейских, и в американских властных кабинетах, отмечает Дмитрий Александров:
"Учитывая сближение между Ираном, ЕС и США, для Саудовской Аравии ситуация неблагоприятна. Она заинтересована в том, чтобы цены оставались низкими. Это бы, как минимум, оттягивало интенсификацию добычи, ввода новых месторождений, прихода зарубежных компаний на иранские месторождения".
Все это не может не раздражать Саудовскую Аравию. Однако истинные принцы тем и хороши, что никогда не показывают истинные эмоции. Пережив неприятные моменты, связанные с возвращением Ирана в клуб ведущих нефтепроизводителей, Эр-Рияд уже ищет дорогу в постнефтяную эпоху. И, судя по всему, дверь в нее будет открываться на берегу Красного моря. Именно там набирает обороты и специалистов Научно-технологический университет короля Абдаллы. Основное направление исследований: море, солнце, песок. Ведь именно из этих основных ресурсов рано или поздно придется научиться получать прибыль. И здесь все серьезно: университет с моря и суши контролирует вооруженная охрана.