Автор Ольга Бугрова
"Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы".
Так говорил Дмитрий Шостакович, чья Седьмая – "Ленинградская" – симфония стала одним из главных музыкальных символов Великой Отечественной.
Война застала Шостаковича в Ленинграде. В августе 41-го он, как и два миллиона горожан, стал узником блокады. А в сентябре выступил по ленинградскому радио и объявил о том, что пишет новую симфонию, которую посвятит своему родному городу.
"Его же не взяли воевать, ему отказали, он не смог попасть в действующую армию, и вот он все свои силы, всю свою энергию бросил на то, чтобы заниматься своим композиторским творчеством. Неслучайно, когда Седьмая симфония была уже исполнена, 7 марта в газете "Таймс" появилась заметка английского журналиста, который тогда был в Куйбышеве, о том, что это событие мирового масштаба".
Мировое значение Седьмая симфония приобрела в том же 42-м году, когда ее исполнили в Великобритании и США. Величие музыки, пришедшей из страны, которая, кажется, совсем недавно еще терпела тяжелые военные поражения, потрясло зарубежную аудиторию. Однако самым большим потрясением стало исполнение симфонии в блокадном Ленинграде. Эту премьеру от начала до конца сопровождала советская операция "Шквал", и ни один снаряд не упал на Ленинград, пока звучала музыка.
У победы в Великой Отечественной войне было множество музыкальных вестников. Прежде всего – песни. "Священная война" Александрова и "Моя Москва" Дунаевского, "Солдатский вальс" Богословского и "Вечер на рейде" Соловьева-Седого – песни писали десятки советских композиторов. Все выезжали на фронт, многие воевали, погибали, и в этих, казалось бы, непригодных для творчества условиях создавали шедевры, незабытые и сегодня. Размышляя об искусстве в годы Великой Отечественной войны, поэт Юрий Кублановский сказал:
"Я думаю, наибольшее достижение – это все-таки советская песня, начиная с "Идет война народная". "Бьется в тесной печурке огонь", "Темная ночь" – это бессмертные песни, которые никогда не забудутся. Дух поднимала именно песня, где сочетание сильных слов и гениальной музыки, действительно, брало за сердце каждого слушателя – что в окопе военном, что в глубоком тылу. Я думаю, песня сыграла максимальную роль для консолидации общества и для того, чтобы оно чувствовало, что прекрасное существует рядом".
Говорить о прекрасном на войне – трудная задача. Но советское искусство военного времени с ней справилось, став уникальным явлением в мировом искусстве: ничего подобного – по масштабу и качеству – не проявлялось во время войн ни в одной стране.