Автор Ольга Бурова
Полторы сотни игровых картин и почти сотня документальных фильмов, десятки киножурналов и фронтовых киновыпусков – такова статистика производства советского кино за годы Великой Отечественной войны.
Самым "ходовым форматом" военного времени был "Боевой киносборник". Его идея возникла одновременно на двух студиях. Это "Мосфильм" и "Ленфильм", которые в ноябре 1941-го эвакуировались в Казахстан и работали в Алма-Ате. Киносборники складывались из короткометражек, и премьера первой – "Чапаев с нами" – состоялась уже на третий день после того, как Германия напала на СССР. Над сборниками трудились выдающиеся мастера – Пудовкин и Юткевич, Козинцев и Донской, Герасимов и Александров. Сюжетами нередко служили реальные истории. На основе одной из них Всеволод Пудовкин снял признанную шедевром киноновеллу "Пир в Жирмунке". Это рассказ о пожилой крестьянке, которая осталась в деревне, захваченной фашистами. Она устроила пир для немецких солдат, предварительно отравив угощение. А чтобы у захватчиков не было подозрений, ела и пила вместе с ними. Но боевые киносборники включали в себя и сатирические скетчи – смех был нужен не меньше, чем ненависть к врагу. "В случае кинематографической удачи два этих чувства объединялись", – рассказывает ведущий сотрудник Госфильмофонда России Евгений Марголит:
"Как ни парадоксально, самыми запомнившимися оказались комедийные новеллы-короткометражки. Наиболее знаменитая, трехминутная, называлась "Случай на телеграфе". Стоит очередь, врывается человек, всех расталкивает и требует, чтобы немедленно отправили телеграмму в Берлин Гитлеру: "Пробовал. Не советую. Наполеон". Поворачивается к зрителю – он в треуголке, руки скрещены на груди – это Наполеон. Вот это было популярно!".
Советское игровое кино готовило зрителя к войне еще до ее начала. Это были так называемые оборонные фильмы. Их главная идея заключалась в нескольких словах – "не дрогнуть перед лицом врага". Такие картины, как "Александр Невский" или "Суворов", доказывали, что любого противника можно победить. Однако не на этот кинематограф ориентировалось кино 40-х годов.
Когда началась война, и стало понятно, что ее ведет и выигрывает народ, главным героем стал уже не полководец, а простой солдат. Если довоенное кино отвечало на вопрос, "где место командира в бою", то теперь вопрос звучал иначе – "где место советского гражданина", и что делает для победы обыкновенный человек. Подвигам рядовых, а не роли военачальников посвящен фильм "Два бойца" – пожалуй, самый любимый на фронте. А фильм "Жила-была девочка" рассказывал "о героизме слабого" – о великой душевной силе ребенка.
Но существовала и другая важная тема военного кино – жизнь в тылу, которая волновала каждого бойца: "Как там родные, сохраняют ли нам верность жены так, как мы храним верность им и верность Родине?". Ответом им стала картина "Жди меня" и еще больше – фильм-лидер проката 1944 года "В шесть часов вечера после войны". Говоря о разнообразии советских кинокартин военного времени, историк кино Наум Клейман заметил:
"Они различаются по стилю, по степени совершенства, мастерства, но не это важно, здесь не может быть иерархии – каждый, как мог, делал свой вклад. Одни фильмы были теплее, другие – более энергичные, такие как "Секретарь райкома". "Жди меня" или "Два бойца" – это фильмы лирические, обращенные к сердцу. А "Она защищает Родину" и "Радуга" Марка Донского – трагедийные. Все это разные аспекты войны, которые переплетаются в единую фреску. И все они в равной степени ценны для понимания эпохи".
Фильмы Великой Отечественной войны не просто помогали воевать, укрепляя дух и веру в победу – они выполняли и исключительно мирную задачу. Все эти фильмы говорят о достоинстве человека и заключают в себе моральное содержание непреходящей ценности.