Автор Ольга Бугрова
"Мы обращались к обыкновенному зрителю, который вынужден был взяться за оружие. В то же время, зритель этот был необыкновенным! Нужно было показывать ему высокое искусство, говорящее о торжестве жизни и справедливости". Так режиссер Московского художественного театра Иосиф Раевский выразил суть работы фронтовых бригад в Великую Отечественную войну.
21 июня 1941 года группа артистов Малого театра выступала с шефским концертом в красноармейском гарнизоне под Ковелем. 22 июня там начались бои. Артисты решили не возвращаться в Москву и продолжили работу в войсках, первыми перейдя на положение передвижной фронтовой бригады. Таких бригад в Великую Отечественную было почти четыре тысячи.
Фактически фронтовым театром сразу стал Театр Красной Армии. Меньше чем за две недели после объявления войны в Москве была сформирована и первая сборная театральная бригада – специально для выездов на фронт. Показывая пример коллегам, в нее вошли известнейшие актеры – любимцы публики Иван Москвин и Алла Тарасова, Вера Пашенная и Николай Черкасов.
К концу 1941 года счет "бригадным артистам" уже шел на сотни. Их "трудоустройством" занималось Всесоюзное театральное общество, где создавались и небольшие мобильные концертные коллективы, и фронтовые театры. Первым из специально созданных стал фронтовой театр "Искра", который работал до последнего дня войны. К 70-летию Великой Победы в Москве открылась выставка, посвященная "искровцам". Среди ее экспонатов – фотографии военно-театральных будней, дневник театра, в котором описана жизнь в условиях фронта, а еще сохранившиеся трогательные записки, которые солдаты передавали артистам, с просьбой исполнить конкретное произведение или со словами благодарности. Рассказывая о фронтовых бригадах, организатор выставки – директор Театрального музея имени Бахрушина Дмитрий Родионов напомнил:
"Основная работа была прямо на линии фронта. Концерты организовывались в любом возможном месте. Это была и опушка леса, и дорога – любое место, где можно было устроить импровизированную сцену. Там и проходили выступления. Естественно, это могли быть и школы, госпитали, это была сплошная импровизация – место и время проведения концерта. Это же все в условиях действующей армии, войны, поэтому все на ходу и решалось".
Театр во время войны был обращен, конечно, не только к фронту – мирное население также нуждалось в поддержке искусством. Прежде всего – жители блокадного Ленинграда. В начале войны ленинградские театры эвакуировались – все, кроме одного – Театра музыкальной комедии, работавшего без перерыва долгие 900 дней блокады. Среди ведущих артистов труппы была певица Зинаида Габриэльянц, исполнительница главных партий в популярных опереттах. По воспоминаниям ее дочери Элеоноры Макаровой, которая пережила с матерью всю блокаду, особенно тяжело было в театре зимой, когда температура в зале не поднималась выше минус шести градусов. А еще – во время налетов вражеской авиации:
"Когда начиналась воздушная тревога, все зрители спускались в бомбоубежище, но потом обязательно поднимались – никто не уходил – и артисты начинали с того места, на котором прервались. Они были настоящими героями. Худые, изможденные, но играли так, как будто в последний раз.
За четыре года Великой Отечественной войны силами фронтовых театров и бригад было дано почти полтора миллиона представлений, в которых участвовали свыше сорока тысяч артистов. Многие из них становились жертвами обстрелов, бомбежек, но это не останавливало артистов – они шли к своей публике, где бы она ни была. Потому что понимали: искусство помогает человеку оставаться человеком в жесточайших условиях войны.