Американский специалист по авиационной безопасности Крис Робертс сообщил в своем микроблоге в Twitter, что ему удалось присоединиться к системе управления самолетом при помощи высокоскоростного интернета на борту. Службы безопасности эту информацию не подтверждают.
Шеф-редактор интернет-портала "Мобильные телекоммуникации" Леонтий Букштейн скептически относится к утверждению американского специалиста.
"Именно США начинали работы, связанные с интернетом и авиационной безопасностью, и это было очень давно – 15 лет назад. Система в самолете – локальная, есть Wi-Fi и пикосоты, которые вообще никак не стыкуются с самолетом, а работают напрямую со спутниками связи. Крис Робертс утверждает, что взломал систему, но это как в анекдоте: cъесть-то он съест, да кто ж ему даст? Я тоже люблю смотреть американские фильмы жанра экшен, где что только не придумают. Но это, скорее, предостережение, чем реальность. Я думаю, что этот 15-летний путь вряд ли имеет большие огрехи, чтобы кто-то, пусть даже специалист в этой отрасли, мог вмешаться в управления самолетом. К тому же самолет идет по электронному пилоту, и туда вообще никто не может вмешаться, нужно, как минимум, знать частоту, на которой он работает с землей. Я думаю, что это просто такой ход – возбудить к этому интерес", – сказал в эфире радио Sputnik Леонтий Букштейн.
По его словам, интернет и система управления самолетом – это две абсолютно разные системы, не связанные друг с другом.
"В салоне самолета ставится так называемая "микросота", то есть создается маленькая мобильная система. Подчеркиваю – внутри самолета: она никак не связана с системой управления самолетом, потому что получает сигнал со спутника и работает в автономном режиме. Так можно выходить в интернет, люди в бизнес-классе этим пользуются, стоит это около 10 евро в час – недешевое, кстати, удовольствие. А сам самолет работает по радиосвязи, в том числе, и по навигации по спутнику, но это совершенно другие частоты и другие каналы, он работает вообще с другой системой. И если бы была хоть малейшая опасность – давно бы интернет на борту самолета "прикрыли"", – считает Леонтий Букштейн.
Он отметил также, что включенные средства мобильной связи у пассажиров, в том числе телефоны, представляют опасность только при взлете и посадке авиалайнера, создавая ненужные помехи.
"На взлете и посадке это действительно опасно, потому что вокруг одновременно рулят и готовятся к взлету много самолетов, там диспетчерский пункт, пункты управления, идет интенсивный радиообмен. Здесь всякое может быть, а выше трех тысяч метров, когда самолет занимает эшелон, там никаких проблем нет. Поэтому и мобильный интернет в салонах не включают до этой высоты", – пояснил эксперт.