Автор Ольга Бугрова
"Слышишь, как порохом пахнуть стали передовые статьи и стихи? Перья штампуют из той же стали, которая завтра пойдет на штыки". Эти строки были написаны еще до Великой Отечественной войны – с ее началом полторы тысячи советских литераторов надели шинели.
Точка отсчета литературы о войне – 22 июня 1941 года. В этот день по радио прозвучали стихи "Война началась". Через два месяца их автор – поэт Юрий Инге погиб на борту эскадры Балтийского флота. "Не вернулись из боя" четыреста литераторов. Все они были армейскими корреспондентами, и главный поток их "военного творчества" составляли документально-публицистические очерки. Среди лучших публицистов – конечно, Илья Эренбург, о котором маршал Иван Баграмян сказал: "Перо Эренбурга воистину действеннее автомата". А еще Василий Гроссман, чья повесть "Треблинский ад" распространялась как официальный документ на Нюрнбергском процессе.
"Если говорить о книгах, то это, конечно, книга Константина Симонова – лирическая, поэтическая, книга стихотворений "С тобой и без тебя", которая очень была популярна. Ее очень любили фронтовики, она переписывалась, ходила по боевым частям как фронтовой спутник бойца".
Стихи Константина Симонова и, прежде всего, его "поэтическая эмблема" Великой Отечественной, стихотворение "Жди меня", соперничали с произведениями другого знаменитого поэта-фронтовика – Александра Твардовского и его главной книгой "Василий Теркин". Она воспринималась энциклопедией фронтовой жизни, а ее неунывающий герой стал всенародным любимцем. Поэма о Теркине писалась и публиковалась последовательно с 1942 по 1945 год, и каждую новую главу ждали и на фронте, и в тылу. Так же, по частям, в годы войны создавалось и публиковалось немало произведений, которые затем составили золотой фонд советской литературы. На войне Михаил Шолохов писал роман "Они сражались за Родину" – его первые главы давались в газетных публикациях 43-44-го годов. А полковой инженер Виктор Некрасов фиксировал события Сталинградской битвы, участником которой был, и посвятил ей свое первое произведение. Это повесть "В окопах Сталинграда", давшая начало новой традиции в русской литературе – так называемой "лейтенантской" прозе. По мнению поэта Юрия Кублановского, это лучшая из книг, созданных на войне и о войне:
"Считаю самым правдивым, живым произведением "В окопах Сталинграда" Виктора Некрасова.
И публицистика, и художественная литература – все в годы Великой Отечественной войны возникало как оперативный отклик на события – трагические и героические одновременно. Такое искусство слова служит лучшим опровержением сакраментальной фразы: "Когда говорят пушки, музы молчат".