Автор Михаил Шейнкман
Мечты латвийских радикалов о президенте типа Грибаускайте могут не только сбыться, но и пересбыться. По части антироссийской агрессивности Вайра Вике-Фрейберга едва ли уступит литовке. Зато по возрасту и опыту явно ее превосходит. Все-таки дважды входила в сотню самых влиятельных женщин по списку "Форбс". К тому же к советскому прошлому у нее личный счет имеется: бежала из Латвии вместе с родителями в 1944. Между прочим, в том числе и от таких, как отец Грибаускайте – сотрудников НКВД. Вряд ли, впрочем, это отразится на их отношениях, случись бывшей гражданке Канады вновь, как и 16 лет назад, занять президентский дворец в Риге. А все идет именно к этому.
После отказа Андриса Берзиньша от второго срока ситуация в правящей элите один в один – 1999 год. Она опять не может определиться с претендентом. Только у партии "Единство" – пять вариантов. А в коалиции таких, как она, несколько. Вот и объявила премьер Страуюма, что если в первом туре избрать президента в сейме не получится, то депутаты обратятся к Вайре Вике-Фрейберге. Когда она "спасала положение" в первый раз, тоже считалась лишь запасным кандидатом. Но затем – восемь лет. От звонка до звонка. На выборах-2003 ей даже альтернативу для видимости подбирать не стали.
Сейчас повторить ту продолжительность ей будет гораздо сложнее. Все-таки – почти 78. Но, выходит, что для режима она и теперь живее всех живых. Никого более универсального он за это время воспроизвести так и не смог. И не сказать чтобы Фрайберга устраивала всех безусловно. В интернет-акции "Мой президент" она вообще идет лишь четвертой. Но в Латвии отнюдь не рейтинг и авторитет определяют статус. Ведь и "Единство" на парламентских выборах едва вышло за 20%. А теперь именно его премьер объявляет, кому быть президентом.
Сама Вике-Фрейберга уже как-то не исключала своего возвращения. Но, как сказала она тогда – если в государстве будет сложная ситуация. А она сейчас – сложнее не придумаешь. Война у порога. Условия, приближенные к боевым. Солдаты США, танки, самолеты НАТО. Даже Фрейберга восемь лет назад о таком и мечтать не могла.
Горячая поклонница евроатлантического блока, она, естественно, не откажет себе в удовольствии лично завершить историю латвийской государственности. При ней Латвия вступила в НАТО. А теперь НАТО вступило в Латвию. Все остальное она здесь найдет без изменений. И Россия там же и так же ненавистна. И русскоязычные граждане никуда не испарились. И неграждане тоже. И пусть говорят, что снаряд в одну и ту же воронку не падает. Падает, если воронка уже – размером со страну.
"Я бы не назвала ее "темной лошадкой", – сказала премьер Страуюма о Фрейберге. Правильно: скорее старым конем. Борозды ведь не испортит. Тем более после американских танков.
Тему продолжит из Риги сопредседатель "Русского союза Латвии" Мирослав Митрофанов.
– Каковы шансы Фрейберги вернуться и насколько она будет уместна во главе Латвии?
– У бывшего президента Латвии Вайры Вике-Фрейберги есть возможность стать президентом, поскольку в такой фигуре, как она, заинтересована политическая элита страны. Надо понимать, что госпожа Фрейберга – это человек достаточно пожилой. И уже во времена ее первого президентского срока было много критических замечаний, что она не успевает быстро учиться и реагировать на происходящее в стране. Но в то же время это обстоятельство было на руку политической элите, поскольку они смогли перенаправить энергию этого человека на внешнеполитическое направление. Надо сказать, что в случае возвращения Вике-Фрейберги к власти, самым проигравшим человеком будет, прежде всего, она сама. Она окажется в достаточно сложной и проигрышной для себя ситуации. Выиграют правящие партии: они смогут избежать вмешательства президента во внутреннюю политику.
– Тем не менее, Фрейберга рассматривается как запасной вариант. Что мешает элитам договориться внутри себя, не привлекая ее?
– Ставятся взаимно несовместимые и противоречивые цели. Это должен быть человек одинаково приемлемый для правящих партий, которого хорошо принимают за границей. Он должен быть таким обтекаемым, вялым внутри страны, но в то же время должен быть личностью на международной арене. Таких людей очень трудно найти.
Вероятное возвращение Фрейберги вряд ли можно будет считать ее признанием. Скорее, поражением всей латвийской власти. Выходит, что всего за 20 лет независимости она состарилась, так и не познав зрелость.