Автор Михаил Шейнкман
В этом, конечно, нет ничего смешного. Но стратегическим отношениям США и Польши директор ФБР Джеймс Коми "комизма" все же добавил. Ведь так Варшаву еще никто не оскорблял, как делает это Вашингтон. И делает, как теперь можно сказать, регулярно. С интервалом в три года: сначала президент Обама, а сейчас шеф Федерального бюро расследований Коми "пристегнули" Польшу к Холокосту так, что по ней впору заказывать новый Нюрнбергский трибунал.
Постоялец Белого Дома, правда, после того, как назвал созданный нацистами концлагерь "польским", сослался на оговорку. Но глава ФБР дал понять, что она была по Фрейду. Под впечатлением от посещения музея Холокоста в Вашингтоне Коми, рассуждая о подчинении людей агрессивному большинству, поставил в один ряд поляков, венгров и немецких нацистов. "В их сознании убийцы и их сообщники из Германии, Польши, Венгрии и многих других мест не сделали ничего плохого. Они убедили себя в том, что сделанное было правильным, что они должны были это сделать", – заявил он.
Президент Польши Бронислав Коморовский назвал высказывание директора ФБР невежеством и потребовал сатисфакции. И вызванный в МИД посол США в Варшаве Стивен Малл отдувался за все Штаты. Но вряд ли окончательно вывел отношения "из Коми". Тем более что у него это получилось "Малл по малу". Пытаясь оправдать соотечественника, по сути, он лишь повторил его. По словам дипломата, тот "не собирался утверждать, что Польша тоже несет ответственность", а хотел, дескать, сказать, что "на свете было много людей, которые помогали нацистам или же недостаточно реагировали". А к Холокосту США официально считают Варшаву непричастной. Намеки на обратное, уточнил Малл, являются ошибкой вредной и оскорбительной.
Вроде бы разобрались. Но будь у Бронислава Комаровского рейтинг чуть поменьше, а до президентских выборов 10 мая времени чуть побольше, эта история могла бы стоить ему решающих процентов. Избирателю, конечно, втолкуют, что именно жесткая позиция государства заставила американцев извиниться. Но это же именно при Комаровском Вашингтон в отношении Польши стал позволять себе слишком оскорбительные фривольности. Причем, по весьма чувствительной для нее теме. И тем более обидно, что исходят они из страны, на которую поляков разве что молиться не заставляют.
Трудно сказать, чем именно руководствовался Коми. Умысел ли это был, эмоции, невежество или он просто слишком много знал. Но это в любом случае высказанное вслух пренебрежение. Чиновник такого уровня мог бы и последить за формулировками в адрес главного агента влияния США в Европе. Но бесцеремонность – это стиль американской политики. Даже в обращении с собственными вассалами. Кстати, еще экс-министр иностранных дел Польши Сикорский признавал, что удел ее элиты – удовлетворять Вашингтон. Нравится ей это или нет. Сейчас – не понравилось. Но посол же извинился! Значит, можно продолжать. Любопытно, что перед венграми Штаты и оправдываться не стали. Вряд ли Будапешт это сильно расстроит. В отличие от Варшавы он хотя бы не считает себя проамериканским. Да и какой в этом смысл, если оскорбляют одинаково?
Продолжит тему из Варшавы политолог Зигмунд Дзенчоловский.
– Посол США в Варшаве за шефа ФБР извинился. Могут ли поляки считать конфликт исчерпанным?
– Это, конечно, серьезная история. Мы в Польше аллергически реагируем, когда, например, в американской печати появляется формулировка "польские лагеря смерти". Я никак не хочу как бы приуменьшать тупость американского чиновника. Просто это беда. Молодые люди не знают истории. А в Америке это не только молодые люди, а еще, как мы узнали, и чиновники очень высокого уровня.
– Вашингтон не впервые позволяет себе некорректные высказывания в адрес Польши. Чем Вы это можете объяснить?
– Мне кажется, от этого высказывания союзнические отношения между Польшей и Соединенными Штатами никак не пострадают. Потому что тут есть намного более серьезные вещи, чем знание истории. У нас есть, конечно, крики. У нас есть довольно критическая реакция. Есть люди, которые пытаются дать ответ на вопрос, откуда это берется. Дискуссия уже переносится на некоторые внутренние вещи. Но те союзнические отношения, которые сложились между Польшей и Америкой в последние годы, они никак не пострадают.
Директор ФБР Джеймс Коми, наверное, вышел за рамки. Ему, прежде чем браться за Польшу, потренироваться бы на Литве с Латвией или на Украине. Хотя их его слова даже не оскорбили бы. Там и сейчас виновники Холокоста героями числятся. Польша – другое дело. Но разве Варшава, "проглатывая", и тем самым поощряя бандеризацию Украины, не делает сейчас то, в чем, собственно, и обвинил ее Коми? Он же так и сказал, что в понимании некоторых "убийцы и их пособники не делают ничего плохого".