Автор Татьяна Голованова
Киев нашел еще один повод поссориться с Москвой. На этот раз речь идет о так называемом "долге Януковича" – кредите Украине в 3 млрд долларов, который Россия предоставила в декабре 2013 года.
На обострение ситуации с обслуживанием и возвратом долгов пошла министр финансов Украины Наталья Яресько. На весенней сессии МВФ и Всемирного банка в Вашингтоне госпожа министр и гражданка США заявила, что Украина якобы не владеет полной информацией о конечных бенефициарах по сделке, и что кредит от России является не государственным, а коммерческим. А значит – подлежит реструктуризации. Ответ ее российского коллеги Антона Силуанова не заставил себя долго ждать. Он отметил, что 3 млрд не могут рассматриваться как кредит коммерческой структуры, и участвовать ни в каких реструктуризациях Москва не будет. Силуанов также предупредил: в случае невыплаты по этому долгу Россия подаст в суд в соответствии с английским правом. И ждет денег не позже декабря нынешнего года.
Между тем, в украинском бюджете в планах по выплатам деньги для "страны-агрессора" не предусмотрены, что само по себе уже странно. По логике самих украинских властей, им, в первую очередь, выгодно было бы рассчитаться с Россией. И обязательно всем рассказать про независимость от большого соседа. А тут получается, что история про независимость не закончена. То без газа вроде бы как сначала "обойдутся", а потом бегут в Европу с просьбой договориться с Россией, то с углем и электричеством неразбериха. Теперь вот на очереди – кредиты.
Каким образом выданный Российской Федерацией заем мог стать "коммерческим"? Это только Киеву известно. К тому же, не Янукович ведь эти деньги лично получал: они направлялись государству. Как в таком случае быть с преемственностью власти? Власть взяли – берите и ответственность. Нелогичность украинских властей – еще и в агрессивных выпадах Яресько насчет кредитов. Забыли, что у России есть право эти деньги "еще вчера" потребовать обратно. Ведь английским правом в Москве воспользовались не случайно: там есть и дополнительные условия. И в их числе – право потребовать обратно 3 млрд долларов в двух случаях: при реструктуризации долгов Украины – в порядке первой очереди, а также – при росте общей суммы долга выше 60% ВВП. Этот порог Киев "успешно" перешагнул уже много месяцев назад.
Глядя на очередную "бочку", которую Киев катит на Россию, международные кредиторы тоже особо не торопятся реструктурировать украинские долги. Это ни много ни мало 23 млрд долларов. А Киев при этом требует от кредиторов не только отсрочить выплаты по долгам, но и их частично или полностью списать. Если до июня Украина не договорится о реструктуризации, очередного транша кредита от МВФ она не получит. Вот и крутятся киевские власти в надежде успеть договориться с одними кредиторами, чтобы получить деньги от других. Но частным держателям до проблем Украины дела нет. С какой стати фирма А должна прощать деньги фирме Б, даже если фирма Б – это государство? И у кредиторов, в отличие от киевских властей, с логикой все в порядке.