Автор Павел Иванов
Как же невыносимо трудно осознавать, что хотя бы в чем-то Россия не виновата, и признать очевидное. Ровно 5 лет назад под Смоленском потерпел катастрофу польский борт №1, на котором находились президент страны Качиньский, члены его семьи и десятки ВИП-персон из руководства Польши. Все они погибли. В России эту чудовищную трагедию восприняли очень остро, как собственную беду. И как это ни парадоксально, а, может быть, и цинично звучит — тогда появился шанс для исторического примирения двух государств с весьма непростыми отношениями. Этот шанс был бездарно упущен, и совсем не по вине России.
Москва с самого начала повела себя с точки зрения мировой практики беспрецедентно открыто: допустила к расследованию десятки польских специалистов, передала записи "черных ящиков" Варшаве. Более того, даже вскрывались они в присутствии поляков. Выводы Международного авиационного комитета были однозначны: виноват в трагедии экипаж, который не выполнил рекомендацию диспетчеров уходить на запасной аэродром – под Смоленском стоял густой туман – и принял на себя всю ответственность за решение садиться.
Но разве такое возможно? Виноват польский экипаж? Нет, такого не может быть. Это происки Москвы, коварный и жестокий заговор против польского государства. Именно такова логика и четкая установка Варшавы. Ничто не принимается в расчет. Ни доказанное присутствие в кабине пилотов посторонних людей. Ни опубликованные в СМИ расшифровки записей, из которых следует, что пассажиры пили спиртное и даже предлагали его пилотам. Наоборот, польская прокуратура хочет наказать за публикацию расшифровок местных журналистов. И не отвечает на запросы российских коллег, чем откровенно мешает вынесению окончательного решения по делу.
Все это, конечно, складывается в совершенно определенную мозаику, из которой состоит большая и жирная фраза: "во всем виновата Россия". И точка. Но разве может и могло быть иначе? В момент катастрофы политическая ситуация в Польше была очень острой. Президент Качиньский боялся проиграть грядущие выборы своему конкуренту. Тому самому Коморовскому, который ныне и возглавляет польское государство. И Качиньскому позарез нужно было побывать в Смоленске, который уже посетил к тому времени один из ключевых игроков конкурирующей команды – Дональд Туск. И даже встретился там с Владимиром Путиным. Возможно, для Качиньского этот визит имел не только узкополитический, но еще и некий сакральный смысл – услышать "покаянные" слова за катынскую трагедию от российских официальных лиц. Может быть, именно поэтому на пилотов давили посторонние, которые находились в кабине и фактически вынудили к посадке, невзирая на тяжелейшие погодные условия. Но судьба распорядилась иначе. И с этим Варшава смириться не в состоянии.
Прошло пять лет, однако польская политическая элита по-прежнему не хочет смотреть правде в глаза. Прибегает ко всяческим уловкам, тянет с официальными выводами. Придумывает все новые и новые причины, чтобы хоть каким-то боком притянуть к крушению самолета Россию. И упорно не отказывается от теории заговора, которая уже давно рассыпалась как карточный домик. Но 10 мая в Польше пройдут президентские выборы. Поэтому в стране, где искусно подогреваемые антироссийские настроения в связи с событиями на Украине достигли апогея, катастрофа под Смоленском опять извлекается политиками из рукава как крапленый козырь.