Автор Иван Федоров
Хватило только на 40 дней. Выждав минимальные приличия после трагической гибели Бориса Немцова, сопредседатель партии РПР-ПАРНАС Михаил Касьянов понял: надо что-то делать. Намерение российских властей расследовать преступление и наказать виновных никак не согласуется с личным желанием Касьянова наказать Россию за все. Хотя, на самом деле – прежде всего за свой политический провал: будучи вторым постсоветским долгожителем в кресле премьера, Михаил Михайлович в итоге запомнился только обидной кличкой "Миша два процента". В марте в стенах Европарламента он уже заявил от имени ВСЕХ российских демократов, что санкции против своей страны они поддерживают. Но набрать очки не получилось.
Теперь отправной точкой стала трагедия. Однако и здесь все нападки на первую (законодательную), вторую (исполнительную) и третью (судебную) власти носят скорее ритуальный характер. А, значит, виновата четвертая – журналисты. Именно они, убежден Касьянов, и накаляют в стране атмосферу ненависти, а значит — несут косвенную вину за гибель Немцова. У себя в ЖЖ Касьянов опять-таки выступает от имени многих: "Мы считаем, что пропагандисты, создавшие в стране атмосферу ненависти, лжи и нетерпимости, повинны в гибели Бориса… мы начинаем формирование "списка Немцова"".
Российские журналисты, по словам Касьянова, "ведут с цивилизованным миром информационную войну". А значит, пора и для них уже подготовить от имени цивилизованного мира какой-нибудь список. Уже и мерки, по которым будут проводить отбор недостойных, придуманы. Для первого эшелона требование сформулировано предельно четко – те, кто поддерживает присоединение Крыма и действия ЛНР и ДНР на юго-востоке Украины. А вот со вторым эшелоном как-то не получилось: нарушители прав человека в России. Но тут уже не до тонкостей, главное, что уже готов список журналистов, которые подпадают под оба пункта, заявляют в РПР–ПАРНАС. Получается, что все, что совпадает с позицией Касьянова, это – позиция журналиста, а что не совпадает – гнусная пропаганда. И, значит, добро пожаловать в "список Немцова".
Понятно, что сама процедура создания подобного документа нуждается в долгой работе, поэтому просто предлагается дополнить уже имеющийся "список Магнитского" (который готовили несколько лет). Касьянов очень хорошо знает, что действовать надо очень быстро, иначе никаких дивидендов не принесет даже самая громкая инициатива. Кстати, ровно десять лет назад Михаил Касьянов уже проиграл журналистам битву за приватизированную государственную дачу. Но собственные ошибки так и не стали для Касьянова полезным опытом. Сыграть злую шутку с ним может и незнание истории: европейцы уже видели, за кем приходят после журналистов. Интересно, что за всей этой лавиной желчи и обвинений стоит обращение в Европарламент о "присуждении борцу за свободу Немцову Сахаровской премии (посмертно)". После потока ненависти, которой наполнено выступление Касьянова, это звучит не слишком уместно. Словно разные люди писали…