Автор Михаил Шейнкман
Президент США все-таки признал в лидере Узбекистана своего. Пусть через неделю, но поздравил его с победой на выборах так, как не делал этого никогда. Собственно, прежде у него физически не было такой возможности. В 2007-м, когда Ислам Каримов избрался в прошлый раз, Барак Обама у себя в Америке только мечтал об этом. Сейчас Каримов опять остается, а Обама уже готовится уходить. Желательно — красиво и лучше — недалеко. Это если от Афганистана и примыкающей к нему географии.
А в этом смысле без Узбекистана Соединенным Штатам никак. Во-первых, через него проходит транзит отступления. Во-вторых, когда еще представится случай задержаться на его территории, как не под разговоры о защите его от талибов, "Аль-Каиды" и прочих экстремистов. И хотя Каримов объявил Узбекистан страной без иностранных военных баз, для Вашингтона это значит только то, что место вакантно. Потому и эти реверансы перед бессменным правителем суперпрезидентской республики, чтобы показать: в США, если надо, сумеют отличить государство Ислама от "Исламского государства". Естественно, в надежде на взаимность. Именно ее, надо полагать, Обама и имел в виду, когда писал Каримову о нетерпении в ожидании "работы с Вами по этим важным вопросам в ходе Вашего нового президентского срока".
Почему он томился в ожидании, когда у него были годы старого срока, не уточняется. Не совсем понятно и в качестве кого Обама собирается сотрудничать с Каримовым через пару лет, когда в Белом доме уже будет хозяйничать другой человек. Впрочем, вполне возможно, что Обама старается и для него. Но даже при этом американцу поощрять авторитарного лидера за "демократическое и ответственное управление с уважением основных прав и свобод", без которого "не могут быть достигнуты долгосрочная стабильность и безопасность" – явный моветон. В конце концов, мог просто поздравить. Но он сделал это именно по-восточному, с избытком патоки. Чтобы не просто поздравить, но и позволить. Хотя, если саудовской монархии Вашингтон прощает массовые казни, то такую шалость, как отсутствие состязательности на выборах, вообще можно не заметить. Тем более что они здесь хотя бы есть.
Считалось, что Обама, как и его предшественник, не способен признать победу Каримова по определению, в силу непреодолимых разногласий по принципам избирательного процесса. Сам предупреждал, что в своей оценке будет ориентироваться на выводы ОБСЕ. А ведь миссия Бюро по демократическим институтам и правам человека при ОБСЕ отметила неправомочность участия Каримова в выборах, пренебрежение нормами закона со стороны ЦИК, отсутствие подлинной оппозиции и жестко контролируемые СМИ. Но так ли это важно, если, как сказано у Обамы, "США и Узбекистан разделяют много общих интересов".
Продолжает тему эксперт по странам Центральной Азии Аждар Куртов.
— С чего бы это Обама решил поздравить Каримова с победой, причем в формулировках, исключающих только лишь протокольное соблюдение приличий?
— Поздравление с победой главы государства – это признак вежливости. Но, естественно, есть и подоплека. Дело в том, что США постоянно критикуют режим Ислама Каримова за недемократичность. Но, по всей видимости, Соединенным Штатам с их цинизмом в настоящее время выгодно закрывать глаза на это. Узбекистан с точки зрения Вашингтона проводит не такую уж плохую политику.
— Какие у США конкретно виды на Узбекистан? И в какой степени они могут рассчитывать на лояльность Ташкента?
— Я напомню, что в свое время существовала военная база США в Узбекистане. Узбекистан Соединенным Штатам в экономическом отношении не столь интересен. Но интересен в геополитическом плане. Они собираются уходить из Афганистана. Естественно, они заинтересованы в том, чтобы их уход не превратился в паническое бегство. А Узбекистан – наиболее мощное из центральноазиатских государств-соседей Афганистана. И им нужно иметь хорошие отношения с президентом Каримовым.
США превратили формальность, норму политического воспитания в высшую меру поощрения. От них признание выборов – это уже как награда. И не то, чтобы Исламу Каримову без нее совсем не жизнь. Но на востоке любят сладкое. А к торту все же лучше изюминка, чем чеснок. Хотя вряд ли на Каримова она произведет впечатление. Обама для него – лишь еще один из американских президентов. Они уходят и приходят, а лидер Узбекистана остается. И, видимо, новый хозяин Белого дома тоже будет ломать голову над тем, поздравлять Каримова с очередной победой или нет. И это опять ни на что не повлияет.