Большой автономный траулер "Дальний Восток" затонул в акватории Охотского моря в 300 км от Магадана в ночь на четверг. По данным МЧС, экипаж судна составлял 132 человека. На борту находилось 78 россиян и 54 иностранца. Спасены 63 человека, 56 погибли. 13 считаются пропавшими без вести. Возбуждено уголовное дело, которое находится на контроле СК и Генпрокуратуры. Среди возможных причин трагедии называют человеческий фактор, столкновение с препятствием — всего рассматривается более 10 вероятных сценариев. В Ространснадзоре заявили, что расследование крушения траулера может занять месяц-полтора.
Председатель Союза военных моряков, капитан 1 ранга в отставке Анатолий Кресик полагает, что судно, скорее всего, затонуло из-за нарушенной дифферентовки.
"Есть такое понятие – дифферентовка – равномерное размещение грузов на корабле. Для этого обозначена ватерлиния — белая полоса. Корабль может затонуть даже у стенки причала от дуновения ветра, если принимаемый им груз неправильно размещен. А теперь представьте: большой морозильный рыболовецкий траулер водоизмещением 6 тысяч тонн. Охотское море штормит. Моряки ловят рыбу, и все, что выловлено, должно непрерывно поступать в трюм, это ведь плавучий завод. Недопустимо, чтобы груз накапливался на верхней палубе. Это грубейшее нарушение безопасности плавания любого корабля, даже подводной лодки. По моему мнению, главная причина в том, что капитан не предпринял соответствующие меры для своевременного правильного размещения груза. А действия на авось море не прощает", — сказал в эфире радио Sputnik Анатолий Кресик.
По его мнению, главный вопрос, который стоит перед следователями – в каком месте находились грузы, и сколько всего рыбы было на судне.
Что касается других появившихся в СМИ версий крушения, то Анатолий Кресик относится к ним с недоверием.
"Сообщается, что они якобы не успели подать сигнал бедствия. Это неправильное определение. У командира в ходовой рубке находится специальный прибор под стеклом, оно разбивается и нажимается кнопка, и сразу идет сигнал SOS автоматически. Это первое. Второе. Говорят, что они могли поднимать сеть весом 100 тонн – это вообще чушь. Таких плавкранов на рыболовном сейнере не может быть. Максимум — 10-15 тонн. Наличие подводной лодки тоже неправильная версия. Глубина в Охотском море 200 метров. Для подводных лодок – это не глубина, мелководье", — сказал Анатолий Кресик.
По его мнению, важным моментом в расследовании катастрофы является работа береговой службы.
"Конечно, нужно посмотреть, как работала береговая служба. Она должна давать информацию о льдинах, там воздушная разведка ведется. Этот сейнер не имел права заходить в районы, где имеется ледовая обстановка", — заключил председатель Союза военных моряков.