Автор Михаил Шейнкман
Новой "Берлинской стены" не будет. По крайней мере, в Берлине. Именно в столице Германии Ангела Меркель и Франсуа Олланд опять удивляют вместе. 17-ое заседание правительств двух стран они завершают геополитической сенсацией. Пусть неофициально, в форме реплик по ходу итоговой пресс-конференции, но оба фактически снимают запрет на общение с Москвой. И не то чтобы это тоже было санкцией, скорее, настроением, не оглядываться на которое могли позволить себе лишь единицы.
На брифинге речь и зашла только о греческом премьере. Это вопрос о том, не разорвет ли единую линию Евросоюза обращение Алексиса Ципраса за помощью к России, заставил Меркель, имея в виду и Олланда, признать: "Мы тоже были в Кремле и, несмотря на это, остались членами ЕС и выступаем за наши общие идеалы". Из чего уже можно было сделать вывод, что Кремль, по крайней мере, их не портит. Однако президент Франции тоже не промолчал. "Лидеры европейских стран могут ездить в Москву, не опасаясь проблем со стороны ЕС", — конкретизировал он партнершу. Но тоже не уточнил, что лидеры европейских стран потому и едут в Москву, чтобы не опасаться проблем, которые ЕС им уже создал. Президент Кипра, премьеры Италии и Венгрии, 8 апреля – Греции. Рыба ищет, где глубже. А нормальный европейский политик, где всегда. И коль их уже не остановить, можно хотя бы попробовать догнать своим соизволением.
По сути, Меркель с Олландом расписались в бессилии. Но оно очень похоже на благоразумие. Оба, ведь, понимают, что конкурировать с Вашингтоном за влияние на тех, кто ему в ЕС уже присягнул, бесполезно. Поэтому пытаются отстоять лидерство хотя бы в той Европе, которая все еще считает себя традиционной. Для этого ей, как минимум, нужно позволить оставаться самой собой. Или, в их случае, хотя бы не мешать. Тем паче, что пресловутая "корпоративная солидарность", когда дело касается глупостей, все равно не работает. К тому же, у них получалось, что в стремлении навязать европейцам страхи перед Россией они запугали их своим возмездием настолько, что в Москве как раз они уже ищут спасения.
Теперь будут делать это с разрешения Меркель и Олланда. Алексис Ципрас за неделю до своего визита в Россию вообще может принять его за напутствие. Хотя своевременным оно может оказаться не только для греческого премьера. Ведь еще не все руководители европейских государств определились, как же им поступить с приглашением на Парад Победы 9 мая: по совести, или по приказу. Теперь тем, у кого она есть, будет проще решиться. Меркель, кстати, возложит цветы к Вечному огню в Москве 10-го числа. Олланд официально пока молчит. Но, может быть, он не откажется составить компанию канцлеру. У них ведь так хорошо все получается вместе. Хоть и с опозданием.
Тему продолжит главный редактор информационно-аналитического издания "Геополитика" Леонид Савин.
— С чего бы это вдруг Меркель с Олландом стали такими благожелательными? Как следует понимать их разрешение встречаться с Путиным?
— Ну, во-первых, они не являются последней инстанцией или диктаторами, чтобы разрешать кому-то из европейских партнеров летать или не летать в Россию для того, чтобы проводить встречи с нашим руководством. Я бы назвал это "хорошей миной при плохой игре". Это видимость демократии и свободы принимать решения внутри брюссельской бюрократии. Таким образом, они дают понять и остальным политикам, что, в принципе, ваши руки развязаны, но у нас есть другой инструмент для того, чтобы, так скажем, сделать вам некие ограничения.
— Можно ли теперь ожидать от европейских лидеров большей активности в отношениях с Москвой?
— Я думаю, что такой знак, в принципе, даст некую свободу действий европейским политикам. Особенно накануне празднования 70-летия Победы. Многие из руководителей приглашены в Москву и, наверное, все-таки хотят лично и пообщаться с нашим президентом, и показать свою лояльность политике Российской Федерации.
Кипр, в числе прочего, подписывает с Россией военное соглашение, хотя и НАТО вокруг, и британские солдаты на острове. Венгрия, по сути, заставляет ЕС смириться с ее контрактом с Москвой на строительство АЭС. И, наконец, Греция просится в "Турецкий поток" и договаривается напрямую с Кремлем об ослаблении санкционного режима. Для них разрешение Меркель и Олланда на визиты к Путину – это вчерашний день. И сказать бы: поздно, доктор, больной уже лечится. Так еще не поздно. Cамому доктору взять с него пример.