Автор Михаил Шейнкман
Премьер Грузии Ираклий Гарибашвили всегда говорил, а теперь еще и показал, что у него с президентом Георгием Маргвелашвили никакого противостояния нет. И противосидения тоже. По крайней мере, накануне в парламенте глава государства во время своего ежегодного послания напротив себя — там, где правительственная ложа — никого не видел. Руководитель правительства любезно позволил визави осуществить свою мечту и хоть какое-то время побыть в центре внимания без оглядки на кабинет министров.
Хотя одним только своим пренебрежением к этому событию премьер уточнил, кто из них двоих – пустое место. Гарибашвили заявил, что не видит смысла в присутствии членов кабмина на выступлении Маргвелашвили, поскольку его можно послушать и по телевизору. Поэтому сразу было понятно: что бы президент ни сказал, самое сильное впечатление от его доклада оставит премьер. При себе. Поскольку вряд ли он захочет обсуждать того, кого не считает себе ровней.
Вообще, борьба за влияние между ними – это сейчас самое захватывающее, что есть в Грузии. Бороться за территории поздно. С Саакашвили – рано. С Россией – бесполезно. За вступление в НАТО – бессмысленно. А друг с другом – тоже бестолково, но хотя бы весело. Гарибашвили чувствует себя если не хозяином положения, то его наместником. Во всяком случае, теневого правителя Грузии — так здесь по-прежнему называют Бидзину Иванишвили — он, судя по всему, пока вполне устраивает. А Маргвелашвили — уже нет. Хоть он тоже обязан бизнесмену своим положением. Но оно-то как раз ему сейчас и жмет.
Сведенный конституцией к статусу условной единицы президент пытается отвоевать себе для начала нишу так называемой "третьей силы". Неглупый человек – философ – он понимает, что у Саакашвили шансов вернуться нет. У Иванишвили нет желания, а без него "Грузинская мечта" явно не тянет: ситуация в стране – хуже не придумаешь. Иными словами, самое время заявить о себе.
Этим и занимался накануне в парламенте. Гость он здесь нечастый, поэтому старался. Но наговорил полнейшие геополитические несуразности и местами даже пошлости. Называл Россию главной проблемой, предлагал решать вопрос с Абхазией и Южной Осетией без Москвы и настаивал на усилении интеграции с НАТО. Может быть, кстати, предвидя все это, правительство и предпочло пропустить этот бенефис. Чтобы не подумали, будто оно с ним. И за это, между прочим, президент должен благодарить премьера. Не прогуляй тот это послание, оно, наверное, так ничем иным и не запомнилось бы.
Продолжит тему директор тбилисского Института стратегии управления Петр Мамрадзе.
— На Ваш взгляд, насколько вредит Грузии противостояние премьера и президента? Я имею в виду не имиджевые потери, а реальный ущерб. Сказывается ли их конфликт на социально-экономическом состоянии?
— Нет, не сказывается. Я бы даже сказал, что это хорошо для демократии, для свободы Грузии. Недаром сегодня неправительственные организации группируются в основном вокруг президента. Существует более или менее независимый центр, который явно не подчиняется никаким приказам премьера. И не должен подчиняться. И это надо приветствовать.
— О президенте говорят, что он пытается стать еще одним центром влияния. Насколько это ему удастся и насколько это конституционно, учитывая, что эту должность для того и ограничили в правах, чтобы не было двоевластия?
— Зная очень хорошо Маргвелашвили, я уверен, что даже если он этого и захочет, то ему это не удастся. То есть, добиться такого, чтобы получить реально больше прав, чем закреплено в конституции — этого точно не будет. Не та система. Маргвелашвили вовсе не сильный политик, никогда таким не был. И последнее послание это подтверждает, и его действия многие. И его постоянные претензии, что он хочет подписывать международные договоры. Это не его дело. Я не поклонник его лично. Но такой расклад сил способствует свободной, демократичной атмосфере в Грузии.
Кстати, президент Грузии, прежде выступавший за нормализацию отношений с Россией, чуть ли не впервые публично от этого отказался. Эксперты оценили его речь в этой части как беспрецедентно жесткую. До своего предшественника, впрочем, он пока еще не дотягивает. Но на репутацию "Саакашвили-лайт" уже наработал. Это значит, что содержание вредных посылов примерно то же, хоть и действуют они не так самоубийственно. Но тут, главное, ему в это дело не втянуться. А то выкурят. Как прототипа. Из страны.