Автор Мария Меркулова
Белорусское партизанское движение в годы Великой Отечественной войны было едва ли не самым многочисленным во всем Советском Союзе — более 374 тысяч подпольщиков. И обычно о них рассказывают обо всех вместе, описывая события и операции, в целом перечисляя достижения "фронта в тылу". А между тем, история каждого из них уникальна и не похожа на другие.
Владимир Константинович Коршук, доктор исторических наук, профессор кафедры истории Беларуси нового и новейшего времени Белорусского государственного университета. Он выдающийся эксперт в области истории. Его отец был партизаном и сражался с фашистами в годы Великой Отечественной войны. И хотя сам Владимир Константинович тогда был еще совсем ребенком, он прекрасно помнит, как в его семье началась собственная война с врагом:
"Я девять месяцев находился с отцом в партизанском отряде. Так случилось, что в годы войны мне с семьей — папой и мамой — пришлось удирать из Бреста, куда война нагрянула внезапно. Папа там работал заведующим областным отделом народного образования, родом был из Минской области. Мы пешком пришли туда, в деревню Мрочки. Какое-то время отец с дедушкой работали в сельском хозяйстве, валили лес. А потом, в конце 41-го года, ночью, я увидел, что в соседней комнате с папой беседуют люди, одетые в белые маскхалаты. Как потом я разобрался, это были партизаны. Отец установил с ними связь, какое-то время добывал разведданные, собирал оружие, патроны и передавал партизанам. Он подготовил группу из 15 односельчан, и они все вместе ушли в партизаны".
В феврале 42-го очередной отряд гитлеровцев пришел в Мрочки. Сельский староста выдал им мать Владимира Коршука — ее увели и расстреляли в тот же день в соседнем лесу. Владимир смог спрятаться и выжил, и каждый раз, когда приезжали фашисты, бабушка с дедушкой прятали внука по соседям. Чтобы с ним не случилось то же, что и с его матерью. Потом, рассказал Владимир Коршук, отец забрал его к себе в партизанский отряд. Мальчик чистил винтовки, за это ему разрешали иногда разок выстрелить. Попадал Владимир с отцом и в фашистские засады:
"Был случай, когда партизаны, человек 30, ушли из окружения, двигались к железной дороге. Разведдозор прошел вперед, а потом немцы открыли шквальный огонь. Большинство партизан было на лошадях, у меня, мальчишки девяти с половиной лет, тоже была лошадь. Когда мы попали в засаду, все спешились, бросились с лошадей и немного отступили. А моя лошадь испугалась, дергалась и никак не уходила. Я помню, это был май 44-го года, помню, как по листьям деревьев шелестели, шуршали пули. Самое интересное, что партизаны не стреляли, потому что на этой нейтральной полоске оказался мальчишка с лошадью — а мне жалко было лошадь. И через какое-то время немцы тоже перестали стрелять. Успокоилась моя лошадь, мне удалось с ней продвинуться эти пятьсот или триста метров и уйти в лес. Перестрелка прекратилась, и мы ушли".
В другой раз, оказавшись под огнем фашистов, отец Владимира Коршука вместе с ним бросился в канаву. Он закрывал сына своим телом, чтобы только мальчика не убили.
Белоруссию освободили от немецко-фашистских захватчиков летом 1944 года. Советские войска провели операцию "Багратион" — она стала одной из крупнейших военных операций за всю историю человечества. Помимо территории Белорусской ССР, тогда же удалось выбить врага из восточной Польши и части Прибалтики, германская группа армий "Центр" была разгромлена. Всего этого не удалось бы сделать без участия партизан, подчеркивает доцент факультета истории Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина Анатолий Никифоров:
"Благодаря их скоординированным действиям операцию "Багратион" вообще удалось осуществить. Во-вторых, белорусские партизаны во многом были образцом для других партизанских движений, например, на территории Украины и Прибалтики. Белорусское партизанское движение стало самым массовым. Предпосылкой для его образования стал тот невыносимый оккупационный режим, который установили немцы. Они руководствовались так называемым "планом Ост". Он подразумевал фактически массовое истребление и депортацию всего населения оккупированных территорий. А в Белоруссии оккупация длилась более трех лет".
Фашисты творили зверства. Они резали, жгли, расстреливали и пытали. На территории Белоруссии немцы создали 260 концлагерей и их филиалов. Только в одном из них, в Тростенецком лагере, было уничтожено 206 с половиной тысяч человек. Сопротивление народа было огромным: к концу 1941 года в рядах партизан сражались 12 тысяч человек, к концу войны их было уже более 374 тысяч. За годы борьбы белорусские партизаны взорвали более 300 тысяч рельсов и пустили под откос 11 128 немецких эшелонов с живой силой и боевой техникой. И делали это такие же люди, как Константин Коршук.