Автор Михаил Шейнкман
Процесс американского исхода из Афганистана затягивается. И затягивает. Обратно. Как зыбучие пески, из тисков которых, похоже, Вашингтон уже и не знает, как выбраться. Судя по всему, с выполнением одного из самых смелых своих обещаний, как и с закрытием тюрьмы в Гуантанамо, Обаме тоже не совладать.
Вопреки намерениям полностью завершить афганскую кампанию к концу своего второго срока, президент США планирует сохранить в этой горячей стране даже более значительное военное присутствие, чем предполагалось ранее. Об этом сообщил источник в Белом доме, сославшись на переговоры его хозяина с главой Афганистана Ахмадзаем. Именно он, как уверяют в Вашингтоне, и попросил гостей остаться. Что естественно: не сами же они чувствуют себя здесь, как дома. Сделал это он официально еще в феврале, когда принимал в Кабуле нового шефа Пентагона Эштона Картера. Тогда и предложил приостановить вывод американского контингента хотя бы на нынешней цифре в 9800 человек.
По анонсированной ранее динамике их к концу года должно быть не более пяти с половиной тысяч. Но, видимо, в каком-нибудь другом месте. Например, в Восточной Европе. Так совпало, что именно на такое количество солдат США увеличивают там свое присутствие. А в Афганистане, похоже, намечается новый поворот. Точнее, разворот. Поскольку, по мнению экспертов, довольно скоро Штаты поймут, что и нынешнего состава мало. Перед этим, правда, им еще надо понять, для чего.
Есть, конечно, опасения, что нарастающий внутренний кризис в определенный момент выйдет из-под контроля, и к власти придут талибы. Есть угроза, что вместе с "Исламским государством" они создадут убойную смесь. Но полагаться на то, что с этим справятся 10 тысяч человек, даже если каждый из них обучит военному делу по одному афганцу — как минимум наивно.
Но США пытаются обманывать сами себя. Словно это не у них здесь было свыше ста тысяч штыков и 13 лет полной или, как они ее называли, "несокрушимой" свободы. За время которой талибы вышли на пик формы, а урожай опиумного мака — на рекордные показатели. Сделать для Афганистана больше уже вряд ли возможно. Но почему бы не попробовать еще хоть что-то сделать для Америки. "Защита инвестиций" или "обучение афганских войск" — звучит, конечно, неубедительно, но в качестве зацепки вполне сносно.
Штаты, видимо, просто не хотят покидать насиженные места. Не для того они вложили в эту афганскую историю порядка триллиона долларов, чтобы бесславно ее закрыть. Для них уйти совсем – признать поражение. Но вернуться — значит проиграть еще раз. Незначительный, но достаточный для разовых показательных акций военный контингент – это возможность держать территорию под контролем малой кровью. Или, по крайней мере, говорить об этом.
Продолжит тему старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Владимир Сотников.
— Почему Вашингтон может приостановить вывод своих войск из Афганистана?
— Одним из определяющих факторов является то, что "Талибан" отнюдь не снизил, а наоборот, увеличил террористическую активность. У американцев нет уверенности в том, что афганская национальная армия справится с нарастающими вызовами со стороны террористов "Талибана". Но самым главным определяющим моментом все-таки является то, что американцы отнюдь не уверены, что в результате проникновения боевиков "Исламского государства" в Афганистан, их смычки с боевиками как афганского, так и пакистанского "Талибана" не произойдет дальнейшего резкого ухудшения обстановки в Афганистане.
— А что могут сделать 10 тысяч, если с этой угрозой не справился контингент в сто тысяч?
— Это закономерный вопрос. Я думаю, что в число этих 10 тысяч человек американцы будут включать не обычных рядовых солдат, а, прежде всего, представителей спецназа, специалистов, которые профессионально "натасканы" на борьбу с террористами. И, наверное, главный момент – это то, что присутствие американских специалистов все-таки поднимает моральный дух афганской армии. Они понимают, что не остаются один на один в борьбе с возросшей активностью "Талибана". Другое дело, что, конечно, никто не может гарантировать, что эти 10 или даже 20 тысяч американцев справятся с партизанской активностью, с терроризмом.
Как долго американцам придется оставаться в Афганистане, пока, похоже, не знают и в Вашингтоне. Наверное, обещание покончить с этой войной будет давать уже возможный преемник Обамы. Выполнить свое нынешний президент, скорее всего, не успеет. Зато он может заявить, что США по-прежнему чувствуют себя в Афганистане хозяевами положения. Как начальство, которое не опаздывает, а задерживается.