Автор Михаил Шейнкман
Нурсултан Назарбаев с намеком на предвыборную интригу поступил так же, как Тарас Бульба с сыном Остапом. Сам его породил, сам его и убил. Это же глава Казахстана на приеме в честь 8 марта сказал женщинам, что у него изначально были совсем другие планы. Не пояснил, правда, только на 26 апреля или на количество президентских сроков. Но словосочетание "переменить декорации" в контексте будущей системы управления страна услышала из его уст. Услышала и допустила, что с участием в избирательной кампании лидера нации не исключаются варианты.
Теперь понятно, что декорации, может, и переменятся, но главный герой — нет. Назарбаев уже безо всякого кокетства накануне зарегистрировался кандидатом в президенты. С ним это происходит уже пятый раз. И все время, как в первый. Потому что он – первый и все равно единственный. Ведь, сколько бы соискателей ни прошло сквозь сито предварительного отбора Центризбиркома, не факт, что электорат в общей своей массе запомнит даже их количество, не то что фамилии. Хотя, кажется, что только эти полтора десятка человек и не понимают, ради чего и кого вся эта операция под кодовым названием "досрочные выборы" затеяна. Кроме них, здесь каждый знает, что преждевременное переизбрание главы государства – это все, что может спасти страну от грядущих неприятностей. Общество уже и забыло, что еще какой-то месяц назад оно беззаботно жило и даже не думало, какую опасность таит в себе эта жизнь. Теперь оно и мысли не допускает о том, как можно было ждать до 2016 года. Глобальный кризис, падение цен на нефть, угроза с юга – там Афганистан. И до того, как Ассоциация народа Казахстана предложила Назарбаеву не затягивать с новым мандатом, народ начинал испытывать некоторый дискомфорт. Но после этого он уже не сомневался в том, что это – временно. Потому, что Назарбаев – это навсегда. Убедив страну в необходимости досрочных выборов, лидер нации уже победил. Хотя бы потому, что доказал: он может убедить страну в чем угодно.
Тему продолжит эксперт по странам Центральной Азии Аждар Куртов.
— Как Нурсултан Назарбаев после своей предсказуемой победы докажет, что эти досрочные выборы были необходимы?
— Я думаю, что ситуация в Казахстане такова, что особых доказательств казахстанское общество от своего главы просто не потребует. Он будет продолжать тот курс, который вел в нулевые годы, в 90-ые и в нынешнем десятилетии. Этот курс относительно успешен. Казахстан демонстрирует определенные успехи в экономике, во внешней политике и в межнациональных отношениях. Хотя, конечно, отдельные элементы можно было бы и покритиковать, и даже оспорить. Но в Казахстане сложилась практика, при которой никто из серьезных политиков не может бросить перчатку Нурсултану Абишевичу. И на нынешних выборах это очень показательно. У Нурсултана Абишевича нет серьезных противников. А в этих условиях что-то доказывать он может посчитать просто излишним.
— В таком случае вновь возникает изначальный вопрос: ради чего тогда задуманы эти досрочные выборы?
— В Казахстане нужно поддерживать имидж государства, в котором политическая жизнь бурлит и развивается в сторону демократии. Выборы – это один из элементов демократического правления. И если глава государства по формальным основаниям рискует и, вопреки действующей конституции, досрочно ставит свою кандидатуру на голосование, то есть проходит проверку доверием общества, то это, с точки зрения рафинированной демократии, должно только приветствоваться.
И даже политологам теперь стыдно, что они могли подумать, будто лидеру нации все это понадобилось из-за возраста. Сами видят, почти в 75 он демонстрирует великолепную политическую форму. И не только опережает события, но и превосходит самого себя. Ведь он еще никогда не был пятикратным. Исчезли разговоры и о преемнике. Может быть, потому, что тот единственный, кто возомнил себя таковым, бывший зять президента, закончил самоубийством в австрийской тюрьме. Что касается большого количества нынешних соискателей титула "соперник Назарбаева", то их как раз можно понять. Это – редкая возможность хоть на полтора предвыборных месяца стать, как он – кандидатом. Не исключено, возможность последняя. Если он, конечно, опять не захочет поиграть со временем наперегонки.