Автор Светлана Калмыкова
21 марта 2014 года в Брюсселе была подписана политическая часть Соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом. Подписи под документом поставили председатели Европейского совета и Еврокомиссии, премьер-министр Украины Арсений Яценюк и лидеры 28 стран ЕС. За прошедший год жить как в Европе украинцы не стали. Да и лозунг евромайдана "Украина це Европа" стал раздражать европейцев.
Качественные европейские товары, дешевые автомобили, доступные кредиты, поездки без виз в Европу. Глава правительства Арсений Яценюк обещал, что открытие европейских рынков принесет Украине в первый же год сотни миллионов долларов. Но обещания лидеров евромайдана о светлом европейском будущем так и не были выполнены. За год Украина погрузилась в гражданскую войну, которая унесла жизни более 5 тысяч человек. Экономика была практически уничтожена, страна оказалась в преддефолтном состоянии.
Надежды и расчеты киевских властей были большие, но в условиях военного конфликта они все пожухли, говорит заведующий сектором отдела европейских политических исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН Константин Воронов:
"Мы видим, что произошло: война усилилась, гривна ослабла, только в этом году она в четыре раза упала. Рост цен, стоимости коммунальных услуг. Конечно, для граждан Украины это оказалось холодным душем, поскольку МВФ требует проведения реформ: отказа от государственного субсидирования, от сдерживания тарифов, то есть запуска рыночных механизмов на полную катушку. А это обернется для широких слоев населения негативными сторонами. Так что это только начало".
Тем временем, эксперты отмечают, что предыдущие руководители Украины — ни Виктор Янукович, ни еще более прозападный Виктор Ющенко — не решались подписать соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Они осознавали невыгодность такого подхода. Конкурировать на европейском рынке украинские товары не могут ни при каких условиях. Да и Европе Украина нужна была лишь для сбыта своей продукции. Все лозунги о единстве Украины и Европы, которым заманивали украинцев на Майдан, были самообманом. В Евросоюзе такую огромную страну с 40-миллионным населением и очень слабой экономикой никто не ждет, говорит заместитель директора Российского института стратегических исследований Михаил Смолин:
"Конечно, массы населения не понимают сути этого подписания. По большому счету, это даже не является шагом в сторону вхождения в Европейский союз. Такого рода соглашения есть у очень многих стран, в том числе у Турции. Уже лет 20! И за это время она не только не продвинулась к вступлению в ЕС, но твердо осознала, что ей в Евросоюз не вступить ни при каких обстоятельствах. Поэтому, что касается каких-то ожиданий, которые пропагандируются в Украине в связи с подписанием — это просто следствие того, что в информационном плане страна находится в вакууме. Народу представляли это подписание, как очередной большой шаг в сторону вступления в европейское сообщество, что это гарантия со стороны европейских комиссаров того, что Украину желают и стремятся принять в Европейский союз. Но на самом деле это совершенно не так".
Скептически к Украине настроены и обычные граждане европейских стран. Согласно социологическому опросу, против принятия украинцев в Евросоюз в Германии высказались более 60% жителей страны, а во Франции — свыше 70%.