"Вот с чем это можно было сравнить: когда человек, обреченный на смерть, получает право на жизнь. У многих было такое ощущение. Все видели, что происходит в Киеве, и понимали возможность развития ситуации. Как только заполыхал Майдан, мой товарищ написал на форуме: "киевский Майдан для Севастополя закончится майданником", — вспоминает в интервью радио Sputnik член Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель от законодательного органа государственной власти города Севастополя Ольга Тимофеева.
По ее словам, понимая, что киевские события могут перекинуться на Севастополь, городские активисты и движения патриотической направленности начали объединяться.
"Люди многие годы жили с мыслью, что несправедливость, произошедшая в 1991 году, должна быть отменена. И должна восторжествовать историческая справедливость: ведь всегда считали, что Севастополь неразрывно связан с Россией, он был рожден как форпост Российской империи на ее южных рубежах. Мы не воспринимали, что может быть как то по-другому. Киевские события лишь активизировали нас, заставив сплотиться. В середине января в Севастополе организуется движение "Республика", вместе со СМИ мы начали открытый диалог с жителями города, у которых уже тогда сложилось ощущение, что на нашу землю идет беда — националисты. Все были нацелены на одну единственную задачу: не допустить крови, сделать все возможное, чтобы защитить людей", — сказала сенатор.
23 февраля, когда в Севастополе состоялся грандиозный митинг, где, по разным оценкам, присутствовало от 30 до 50 тысяч человек, было заявлено, что город сам будет определять свою судьбу, вспоминает Ольга Тимофеева.
"Был выбран народный мэр, который взял на себя всю полноту ответственности — Алексей Чалый. Обратите внимание, что резолюция митинга носила характер очень нейтральный, мы работали в правовом поле Украины. Основные требования: мы избираем своего народного мэра, который берет ответственность за город до восстановления на территории Украины конституционной власти, власти действующего президента. Этим мы обезоружили наших оппонентов, потому что действовали четко в правовом поле", — убеждена Ольга Тимофеева.
Она отметила, что крымчане решили для себя, что фашизм не пройдет, и начали активно строить структуры противодействия. День же проведения референдума на полуострове был похож на праздник, отметила Ольга Тимофеева.
"День 16 марта был лично для меня как сказка. Люди шли с цветами целыми семьями, с маленькими детьми. Выстраивались огромные очереди на участки для голосования, поздравляли друг друга. Было ощущение: "Вот – свобода! Вернулись домой!". Город был "затянут" в триколор, и это не потому, что кто-то приказал. Когда раздавали флаги, люди выстаивали очереди и огорчались, если флага российского не хватило. У меня было ощущение, что город ожил, у него расправились крылья, и он отправляется в полет, полный счастья, света и любви. Вот это те эмоции, которые царили 16 марта в Севастополе", — вспоминает Ольга Тимофеева.
По ее словам, надежды крымчан оправдались, и в отношении выбора сейчас никто не сомневается.
"Год спустя можно сказать, что поддержка всей страны, всех регионов России, та энергетика россиян, которую мы ощущаем, — все это позволило нам и пережить все потрясения, и начать строить новую жизнь. В отношении выбора никто не сомневается. Переходный период с одной системы на другую, с одной законодательной базы на другую, прошел всего за один год! Главное — надежды людей оправдались. Сейчас есть возможность не только Крыму и Севастополю приобрести новые качества, но и России, приняв Крым и Севастополь, ощутить себя по-новому и созидать новый мир", — уверена Ольга Тимофеева.