Автор Виталий Фотин, радио Sputnik, Латвия
Латвийские власти решили существенно увеличить количество "яунсаргов". Это такие патриотически воспитанные школьники, с военным уклоном. Лагеря, ремни, пилотки. Кстати, девочек туда тоже берут. Организация "Яунсардзе" теоретически находится под патронатом президента республики. На практике курирует ее министерство обороны.
Сейчас яунсаргов в Латвии – чуть больше 7 тысяч. Но уже решено: к 2018 их будет 12 тысяч, потом – 16. То есть, увеличение численности личного состава юных бойцов более чем вдвое. Правительство поддержало программу развития "Яунсардзе" на ближайшие 10 лет. Идея Минобороны была признана актуальной и очень важной.
Мальчики любят играть в войну. В войнушку любят играть и некоторые взрослые. Большинство из них делает это виртуально, поэтому в интернете так много стрелялок. А тут такая возможность — заняться почти реальной войной. Оторвать наконец-то третью точку опоры от стула!
Но если раньше компьютерные игры делали такими, чтобы они были похожи на реальность, то сейчас ситуация обратная: а давайте сделаем так, как в компьютерной игре! Есть в латвийских верхах люди, которые либо серьезно переиграли во всякие онлайн-стратегии, либо недоиграли. Ресурсов в стране нет, ничего нового не построишь. Денег тоже — не слишком. Но люди пока есть. И в школах еще шумно. Так давайте мы с ними что-нибудь уже сделаем! Ничего, что пока малы, зато завтра будет у нас войско.
Потому как нынешнее поколение – уже пропащее. Его в армию не загонишь. А вот школьники – другое дело. Их никто всерьез не воспринимает. Даже вражеская армия. "Они же дети!" Дети никогда ничего плохого не сделают, спросите любую мать. И мировое сообщество их гарантированно поддерживает, когда они в злодеев "коктейли Молотова" швыряют. Только нужно, чтобы "онижедети" правильно представляли себе, кто злодей.
Далее. Ребенок быстрее восстанавливает силы, меньше ест, меньше думает. Моралью не обременен: то, что плохо – знает не сам, а потому что взрослые сказали. Главное — правильно подготовить.
Поэтому дяденьки серьезные приходят в школы инструктаж проводить. Зная, как падки дети на внешние эффекты, приходят в серьезной форме. Некоторые даже в эсэсовской.
К сказкам и былинам – отношение особое. Поэтому историки работают не покладая рук. Вырисовывается картина маслом. Приходят в Латвию из-за синих болот черные тоталитаристы. Всех хватают и в Сибирь отправляют, откуда никто не возвращается. Сначала отцов, потом старших братьев, потом и совсем детей. Пустеют улицы и, кажется, уже ничто не может справиться с силами зла. Но на смену тем детям другие идут. Читают стихи и флаги несут. "Не убьете народ!" – дети кричат, а кремлевские злятся и тихо молчат. И будет всем счастье.
А разве на счастье бюджетных денег жалко? Ничего, что в стране пока денег нет даже на ремонт дорог. Оно даже лучше: по изрытым дорогам врагу к нам труднее будет подобраться. Что до юных бойцов, то для них специально марш-броски по пересеченной местности устраивают. Так к счастью через ухабы и пойдем. Но счастье – потом, а ухабы, извините, сейчас. Они нам пока нужны, чтобы мужественно преодолевать трудности, которые мы сами себе и создали.