Автор Мария Иванова
Более 30 тысяч школьников в Донбассе вынуждены заниматься на дому. Многие школы там разрушены, и школьники, которых лишили детства, на всю жизнь запомнят ужасы войны. В то время как детям на остальной территории Украины с младых ногтей предстоит зазубрить: Россия – источник мирового зла. Судя по всему, это – основной вектор украинского образования.
Русского языка никогда не существовало, это только диалект украинского, вполне серьезно заявил депутат Верховной рады от "Блока Петра Порошенко" Иван Винник:
"Русского языка вообще не существует. Есть северный диалект украинского языка. В 15 веке в России вообще не было языка. Был монгольский, немецкий, а потом импортировали-экспортировали украинцы, которые, между прочим, привезли в Россию первую книжку. Поэтому прошу прекратить все инсинуации относительно языка".
Раз русского языка нет, рассудила новая киевская власть сразу после переворота, нечего поощрять употребление диалекта. Больше года назад заговорили об отмене языкового закона, который предоставлял русскому языку статус регионального в тех областях, где на нем говорит большая часть населения. Это если и не вызвало волнения в Донбассе, но, вероятно, стало последней каплей. А прошлой осенью президент Порошенко подтвердил, что украинский язык всегда будет единственным государственным. Такое решение непростой языковой проблемы — явный просчет новой власти, считает публицист Виктор Милитарев:
"Новые майданные власти действовали не как провокаторы, а как не очень умные люди. Потом они спохватились и сделали обратный ход, но было поздно. Главная проблема Украины с 92 года – это навязывание русскоязычной половине населения украинского языка, когда русский язык исключается из ТВ, радио, газет. Когда два русских, чтобы купить и продать автомобиль, сочиняют документ на украинском. Когда русский следователь в русскоязычном регионе протоколы пишет на украинском языке".
В прошлом году закон об основах государственной языковой политики, вроде бы, признали недействительным. Но статус региональных языков и по сей день не совсем ясен. Впрочем, украинизация без разбора продолжится в любом случае. Это можно наблюдать в украинских СМИ, в которых употребление русского языка стремительно и сознательно сокращается. Внедряется в сознание: кто говорит на русском – пособник донбасского сепаратизма, ставленник России, которая спит и видит, как бы уничтожить молодую украинскую "демократию".
Так вопрос, который когда-то был лингвистическим, стал политическим. И решение его тоже можно будет найти только в политике, уверен руководитель управления образовательных программ фонда "Русский мир" Виктор Буянов:
"Все будет зависеть от того, как будут развиваться события между двумя странами. Вместе с этим, полагаю, что тот тренд, который был задан нашим 20-летним расхождением, будет продолжаться. Русский язык будут использовать везде, но вместе с этим, качество его будет снижаться, а темпы снижения будут зависеть от политической ситуации".
Новое украинское руководство, конечно, могло не ссорить между собой своих граждан и вообще не поднимать языковой вопрос, который оказался таким болезненным. Чтобы этого избежать, достаточно было учесть опыт той же Европы, в которую Украина отчаянно стремится. В Швейцарии, например, неплохо уживаются аж четыре этнические группы, каждая из которых свободно говорит на своем языке. И все они официально признаны. В Бельгии у каждого региона свой официальный язык – нидерландский, французский или немецкий. И каждое национальное сообщество в этих странах может выбирать, на каком языке писать заявление, скажем, о приеме на работу. Украина же, похоже, к европейскому пути готова пока только на словах.