Автор Павел Иванов
Многогранного и взаимодополняющего мира, состоящего из представителей разных народов и религий, которые мирно и гармонично сосуществуют, в Европе не получилось. Видимо, зря эти благие устремления назвали труднопроизносимым словосочетанием "политика мультикультурализма". Она с треском провалилась, констатирует Старый Свет. Но что может сейчас предложить Европа своим гражданам взамен всеобщего благоденствия? Ответ на этот вопрос неочевиден, и, прежде всего, для самих политиков.
Британская Партия независимости (UKIP) считает, что для решения многочисленных проблем и установления прочного мира в стране необходим выход Великобритании из ЕС и установление жесткого контроля за иммиграцией. Впрочем, эта тема стала ключевой в программах многих европейских правых и националистических партий. Слишком уж проблема очевидная, и все чаще звучат голоса, что идентичность европейцы могут сохранить исключительно за счет ограничения иммиграционных потоков. UKIP, в этом смысле, не говорит ничего нового. Но становится все популярнее. Директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий объяснил почему:
"Традиционные партии – лейбористы и консерваторы – стремительно утрачивают доверие в обществе, что характерно для большинства европейских стран, кроме Германии. Люди разочарованы в традиционных партиях, и, в этом смысле, всюду, опять же, кроме Германии, наблюдается резкий подъем популистских движений — как левых, так и правых. Хотя правые движения во многом являются смешанными по риторике и идеологии".
UKIP пользуется тем, что всегда подавляющая часть населения Великобритании была против членства в Евросоюзе, и это добавляет ей политические очки. Популярность партии будет только расти, отмечают политологи.
Идти вверх будет и рейтинг правоконсервативной партии "Шведские демократы". Они относят либеральную миграционную политику, исламизацию и глобализацию к величайшим угрозам государству. Партия выступает за сохранение истинных шведских традиций и усиление морали в обществе, социальное равенство, снижение налогов для пенсионеров и увеличение финансовой поддержки национальной культуры. Ее представители даже прошли в Европарламент.
Доцент кафедры европейской интеграции МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули отметил, что миграционный вызов стал драйвером роста популярности правых и националистических партий, который наблюдается несколько последних десятилетий:
"Иммигрантов становится все больше, хотя европейцы их сами позвали. Возникают проблемы с адаптацией, социокультурные, экономические проблемы. И это докатывается до Швеции, где трудовых мигрантов и беженцев довольно много".
Несмотря на то, что "Шведских демократов" воспринимают как партию "одного вопроса" — иммиграционного, именно он становится важнейшим в борьбе различных политических сил нынешней Европы. И уже стало тенденцией, что в странах Старого Света на фоне политических и экономических проблем, роста экстремизма становятся популярными те партии, которые раньше считались политическими аутсайдерами. Так будут последние первыми…