Автор Михаил Шейнкман
Кипр еще должен благодарить судьбу, что посол США только витийствует, а не отдает приказы местным штурмовикам. Хотя, прежде всего, республика за это должна благодарить саму себя. Во-первых, потому, что знает себе цену. Во-вторых, что доброе отношение к России здесь в крови. Причем, не только президента. Потому и ответила она главе американской дипмиссии единым голосом. А ведь Джон Кениг всего-то и написал в Twitter: "Что думают люди на Кипре о неделе в России? О визите Анастасиадиса и его заявлениях, убийстве Немцова?". Они ему сказали, что думают. О нем.
Примитивная грубость сопоставления с претензией на злую иронию возмутила без преувеличения всю страну. Реакция президента была мгновенной и, видимо, уже наболевшей. "Когда посол постоянно вносит охлаждение в отношения, он не делает лучше ни своей стране, ни стране, в которой он аккредитован. Это крайне недипломатичное поведение", — заявил глава государства. СМИ призвали власть выслать Кенига и объявить его персона нон грата. Архиепископ Хризостом назвал его пассажи неприемлемыми и порекомендовал "краснеть от стыда и молчать". Хотя, конечно, это не про них. Это же хороший дипломат дважды подумает прежде, чем ничего не сказать. А американцев в Госдепе учат говорить так, чтобы уже не думали другие.
Но с Кипром это не сработало. Кениг договорился. Или, точнее, проговорился. Ведь, что у посла на языке, то у Белого дома в голове. А там плохо скрываемое раздражение. И вроде предупредили Путин с Анастасиадисом, что дружат не против третьей стороны. Но именно она посчитала себя лишней на этом празднике жизни. Потому и решила его испортить. Надо было ожидать, что Вашингтон просто так не пропустит стратегические соглашения, подписанные главой Кипра в Москве. Тем более, что среди них были и документы военного содержания. То, что об этом выскажется американский посол, для них тоже вполне естественно. Их братия, проникнутая миссией исключительности, считает себя чуть ли не наместниками бога на любой земле. Как правило, именно с них начинались все известные Европе "цветные революции".
В порядке вещей у них и высокомерная назидательность в обращении с лидерами суверенных государств. Посол в Сербии, скажем, чуть ли не требовал от местных властей отказаться от встречи Путина в честь 70-летия освобождения Белграда. Его коллега в Венгрии не выбирал выражений, склоняя команду премьера Орбана на благоразумие в отношениях с Россией. Должно было прорвать и на Кипре. Убийство Немцова Кениг посчитал подходящим поводом. Но, указывая на некую связь, попал пальцем впросак. Даже Госдеп со всеми его нуландами и псаками понял, что на этот раз его представитель несколько перебрал. Чтобы это не выглядело как отзыв, Соединенные Штаты тут же объявили, что меняют своего посла на Кипре в рамках плановой ротации. Мол, его отъезд нынешним летом состоялся бы, так или иначе. Но главный пост своей кипрской карьеры он уже оставил. В Twitter.
Тему продолжит главный редактор издания "Геополитика" Леонид Савин.
— Дипломаты США перестали выбирать выражения и настроили против себя уже третью страну Европы, на этот раз Кипр. Это не заставит их несколько подкорректировать стиль общения с суверенными государствами?
— После того, как США приняли программы "soft power" в американской дипломатии, сам стиль чиновников стал довольно парадоксальным. С одной стороны, они говорят о необходимости продвижения прав человека, демократии. С другой стороны, угрожают другим государствам напрямую либо косвенно, что противоречит и нормам международного права, и тому высокому стилю дипломатии, на который США раньше претендовали. Я думаю, что, во-первых, намечен определенный кризис в жанре американской дипломатии. Во-вторых, это вынудит другие государства со скепсисом воспринимать те заявления, которые звучат из уст американских дипломатов.
— То, что произошло по отношению к Кипру, указывает на то, что этому государству придется испытать на себе серьезное геополитическое давление. Оно справится с этим?
— Будет сложно. Но Анастасиадис сам признал, что открыто бросить вызов ЕС или США они не могут. Но в этих словах уже кроется решимость представителей кипрского народа бороться за свои суверенные права, в том числе, во взаимодействии с Российской Федерацией и другими государствами.
Сам Джон Кениг в неуклюжих попытках оправдаться объявил, что его "неправильно поняли". Но, как сказали бы в одном нашем фильме, "как же тебя понять, когда ты ничего не говоришь". Толкового, добавим от себя. Хотя, конечно, не о нем речь. С американской дипломатией, как в том анекдоте про дворника, которому посоветовали сбрить бороду, чтобы не походить на Карла Маркса. Посла она убрать может, но мысли-то куда девать?