Еще 200 лет назад в среде либеральных мыслителей и политиков была популярна идея: занимайтесь торговлей, а не войной. Политики верили, что тесные торговые связи между странами мира и открытые рынки смогут покончить с борьбой государств за ресурсы. Век спустя после рождения этой концепции мир пережил две самые кровопролитные войны за свою историю, да и сейчас войны продолжаются в различных уголках света, причем войны самого разного рода.
Могут ли тесные экономические связи между странами стать "антивоенной прививкой" или же невольной причиной войны? Об этом в интервью радио Sputnik — профессор кафедры политологии МГУ Анатолий Петренко.
"Война может быть экономическая, идеологическая, вот то, что мы раньше называли "холодной войной" — стрельбы не было, но шла работа на уничтожение. Обратите внимание, что в ЕС начинает потихонечку всплывать тенденция "своя рубашка ближе к телу". Вроде как все объединялись — объединялись, а сейчас то одна страна, то другая заявляет о том, что она уже готова выйти из ЕС, если ей не дадут преференции. Здесь при всей кооперации свои интересы все равно присутствуют, и если эта кооперация удовлетворяет эти интересы — все хорошо, но как только в кооперации интересы одной стороны начинают ущемляться, она начинает менять позиции, направление, стратегию", — сказал Анатолий Петренко.
По его мнению, то же сейчас произошло и в отношении России.
"Почему такая суета сегодня вокруг России? Народ по ту сторону наших границ начал понимать, что Россия, оказывается, достаточно сильный партнер, со своим мнением, со своим курсом, и может решать вопросы так, как считает нужным, не спрашивая разрешения ни у кого. Как только это поняли — сразу начались санкции, началось давление. Мы же тоже интегрированы в экономику Европы, да и в мировую экономику тоже. И мы зависим от многих, и многие от нас зависят, но как только начинаются сложности, личные интересы начинают превалировать", — отметил эксперт.
По его мнению, экономические связи могут стать неким антивоенным средством, но при наличии обоюдной выгоды.
"С одной стороны, они, конечно, укрепляют связи, отношения между странами, экономическая кооперация ставит в зависимость эти страны друг от друга. И понятное дело, что нанесение экономического ущерба одной стороне наносит ущерб и той стороне, которая пытается навязать свою волю военными средствами, то есть взаимосвязь усиливается. Но есть один нюанс: ведение войны — это тоже бизнес. Поэтому эта проблема "с двойным дном": как только конкурент начинает благоденствовать и жить лучше, чем кажется тому, кто является его конкурентом, то сторона может совершенно спокойно развязать боевые действия для того, чтобы решить свои проблемы", — считает Анатолий Петренко.
Слушайте полную версию интервью >>