Автор Михаил Шейнкман
Британский премьер Дэвид Кэмерон, по сути, призывает сограждан в каждом русскоязычном видеть агента Кремля. Ну, кроме тех, кто уже работает на Лондон. Впрочем, их и не видно. Одно из главных условий приема в британскую разведку – скрытность. Хотя сам кастинг для носителей русского языка разрекламировали слишком широко. В стране все знают, что их задача — подслушивать, прослушивать и ловить "врагов государства" на слове. Все остальное – дело всех и каждого.
Поиск и слежка за сотрудниками российских спецслужб по распоряжению главы британского правительства должны стать повальным увлечением. "Охота на ведьм" — это, конечно, не изобретение Кэмерона. Но у себя он решил дотянуться до небес. Министрам, как пишет "Таймс", приказано навести порядок с безопасностью "путем прямых действий" против шпионов — это хоть как-то понятно – и… пилотов российских бомбардировщиков. Как работать против пилотов, не уточняется. Но, очевидно, не с помощью ПВО и истребителей, коль сам премьер признает, что у российских боевых самолетов ни одного залета в воздушное пространство Британии не было. Однако для демонизации угрозы хватит и того, что они, в принципе, по своим тактико-техническим данным могут здесь появиться. Как, естественно, и агенты.
Хотя для начала Кэмерону неплохо было бы поискать осведомителя в себе. Вот кто – находка для шпиона. О его рассеянности и беспечности его охраны в Англии ходят анекдоты. Пару лет назад он забыл в баре восьмилетнюю дочь. В позапрошлом сентябре по дороге на свадьбу к родственнику оставил на столе вагона-ресторана пресловутый "красный чемоданчик" – в нем премьеры носят совсем не бритву, белье и тапочки, а документы чрезвычайной важности и строгой секретности. Был еще случайный бегун, который при всех телохранителях чуть не сбил с ног главу кабинета. Был еще и телефонный розыгрыш, когда Кэмерон, лишь отключив свой мобильник после разговора с, как он думал, главой радиоэлектронной разведки, понял, что стал легкой добычей пранкера. Его окружение до сих пор убеждает всех, и, похоже, себя в том, что никакой военной тайны премьер выдать не успел. Это потому, что шутник не очень в ней нуждался. Как и попутчики Кэмерона, вернувшие главный правительственный чемоданчик нетронутым.
Но будь у тех, у кого надо, реальный интерес к премьеру, о его распоряжении возвести государственную бдительность в степень всеобщей подозрительности, они узнали бы раньше британцев. Хотя, может быть, и узнали.
Тему продолжит старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Леонид Гусев.
— Если охота на шпионов приобретает такой характер, значит – стоит ждать громких разоблачений?
— Скорее всего, это происходит из-за того, что в мае в Великобритании будут парламентские выборы. И правящей Консервативной партии, и ее лидеру нужно к ним подойти с какими-нибудь осязаемыми ошеломительными результатами. В штабе Кэмерона, видимо, считают, что если кого-то разоблачат или предъявят на суд избирателей, это повысит и его рейтинг, и рейтинг партии, которую он возглавляет.
— До какой степени Лондон может нагнетать антироссийскую истерию? И не потому ли Кэмерон решил расквитаться с Москвой хотя бы у себя, что не может сделать это на внешней арене?
— Во многих странах, когда идет избирательная кампания, вот эти действия по разоблачению особенно внешних противников, они играют. Тем более, если на каких-то других направлениях что-то сложно предъявить. У Кэмерона такая же ситуация. Во многом эта кампания рассчитана именно на то, чтобы привлечь избирателя на свою сторону, показать, что именно Кэмерон и его Консервативная партия могут обеспечить безопасность внутри страны.
На борьбу с агентурой Москвы брошены все спецподразделения Великобритании. Контрразведка Ми-5, разведка Ми-6, управление правительственной связи при МИДе. Ми, Ми, Ми – это почти, как МММ. Кэмерон создает в стране пирамиду подозрительности. Не Мавроди, конечно. Но тоже – по классической формуле мошенничества. Все строится на доверии граждан, а дивиденды получает только верхушка. Уже в мае у Кэмерона парламентские выборы. И если он объявил охоту, то, наверное, с расчетом на "трофеи". Ведь нет ничего проще, чем нанять русскоговорящих граждан не только своими разведчиками, но и чужими шпионами. Фронт-то все равно – невидимый.