Автор Татьяна Голованова
Обещания нужно выполнять. Эта древняя мудрость актуальна на Украине как никогда. Сколько раз придется Петру Порошенко пожалеть о своих словах? Накануне президентских выборов тогда еще кандидат, известный более как бизнесмен, нежели как политик, пообещал продать свою кондитерскую компанию Roshen. Но избавляться от своего главного бизнес-детища по низким ценам украинский президент не хотел, а дорого украинскую компанию никто покупать не стал. Вот и осталась компания в руках Порошенко, что теперь может выйти ему боком. На Roshen могут подать в суд из Великобритании. Причина исковых требований — неполная оплата кондитерской компанией выполненного конструкторским бюро D'Estate заказа, пишут британские СМИ.
Бюро намерено отсудить у Roshen 140 тысяч долларов. Как утверждают британцы, корпорация отказалась оплачивать 40% от стоимости архитектурных проектов, выполненных D'Estate по заказу Roshen. Однако использовала их при строительстве своего молочно-перерабатывающего завода в Виннице. По данным источников, корпорация свою вину отрицает и говорит, что британское конструкторское бюро заказ выполнило с опозданием и некачественно. А ранее внесенная оплата в размере 60% от стоимости контракта позволяет компании использовать полученные проекты.
Казалось бы, подобными претензиями завалены все арбитражные суды. Но на этот раз дело сулит быть громким. Ведь впервые в украинской практике, а точнее, в истории новой, взявшей курс на Европу страны, иностранцы будут судиться по сути с самим президентом. С тем, кто обещал не только продать компанию, но и реформировать судебную систему, сделать ее прозрачной и непредвзятой. По сценарию шекспировских трагедий, главному герою разбирательства предстоит ответить на главный вопрос: "Быть иль не быть?" Кто он – политик или бизнесмен? Совмещать в этот раз не получится.
И теперь ему, конечно, выгоднее проиграть в суде, но выиграть в политической плоскости. С одной стороны, он может потерять 140 тысяч долларов в непростое даже для успешной компании время. С другой — воспользоваться политическим влиянием, но при этом показать Западу, дающему кредиты, что ничего с уходом Януковича по сути не поменялось. То есть, показать, что Украина по-прежнему – олигархическая держава, вести дела с которой достаточно рискованно.
Есть у дела и еще один аспект. Претензии британского бюро касаются дел двухлетней давности, но в активную фазу перешли только сейчас. На фоне разногласий в киевской верхушке и регулярных выпадов в адрес Порошенко со стороны членов правительства и Рады судебный иск выглядит как очередной рычаг давления на украинского президента. Или, по крайней мере, может быть использован именно в этом качестве противниками Порошенко. Именно так, кстати, скорее всего и случится.