Автор Татьяна Голованова
Страдать, так всем вместе — решили в Еврокомиссии. Брюссель призвал страны ЕС не подписывать двухсторонних соглашений с Россией о поставках продовольствия. Об этом журналистам рассказал глава ветеринарной службы Литвы Йонас Милюс. Он сообщил, что Еврокомиссия не согласится с двухсторонними договорами между отдельными европейскими странами и Россией или Таможенным союзом.
То, что такое заявление было озвучено представителем одной из стран Прибалтики, вполне объяснимо. В январе резкое недовольство балтийских стран и Польши вызвало письмо главы Гендиректората Еврокомиссии Ладислава Мико в Россельхознадзор. В нем высказывалось предложение о возобновлении поставок хотя бы из отдельных стран Евросоюза. Страхи Литвы, Латвии и Эстонии понятны. Их антироссийская риторика лишь набирает обороты, в то время как некоторые другие члены Евросоюза говорят о необходимости настроить диалог с Москвой.
Раскол в Европе появился уже давно — еще во время принятия антироссийских санкций. Тогда самые мудрые из европейцев старались если не голосовать против, так хотя бы следить за своими высказываниями. А увидев последствия – в несколько десятков миллиардов евро потерь — открыто стали высказываться против санкций.
Пример с российским эмбарго и попытками договориться об исключениях хотя бы для некоторых стран – яркое подтверждение этого европейского раскола. Каждая страна решала, что для нее важнее — общий контекст или собственная экономика. Кто-то – по примеру Греции, Италии или Чехии — старается сгладить острые углы в переговорах с Москвой. А вот Прибалтика — нет.
И вот после этого — письмо из Гендиректората Еврокомиссии в Москву. А что если?.. Что если Москва согласится сделать исключения и дать послабления товарам из определенных стран? Тогда ведь Прибалтика в этот счастливый список вряд ли попадет со своей риторикой. А свято место пусто не бывает — в других странах Европы тоже есть шпроты и яблоки, и увеличить поставки продуктов в Россию было бы уникальным шансом, который они вряд ли стали бы упускать. Брюссель, видимо, понимая, что такая ситуация еще больше подорвет общеевропейскую солидарность, решил в итоге пойти на попятную. От греха подальше. Европейцы продолжат солидарно страдать.