Автор Михаил Шейнкман
Кто знает, чем могли закончиться эти карикатуры на Холокост, будь люди, которых они задели за живое, тоже плохо воспитаны. А так только возмущение, праведный гнев и все-таки удивление: неужели это возможно? Всего-то через семьдесят лет после Освенцима. Но если историю не получается переписать, ее пытаются хотя бы перепачкать. На этот раз "черным юмором".
В эстонском Тарту открылась, как она представлена на афишах, выставка польских художников к 70-летию освобождения узников концлагерей. За вывеской – обыкновенный цинизм. О Холокосте — с насмешкой. Постановочное комическое видео, шутовские инсталляции, комиксы, коллажи, естественно, карикатуры – теперь это демократический тренд. Главному палачу Освенцима – доктору Менгеле – эта искусственная затея точно бы понравилась. Некоторые идеи он даже позаимствовал бы.
Это же со смеху упасть, глядя на то, как обнаженные взрослые люди коротают время в газовой камере игрой в салочки. В Германии, между прочим, этот ролик запретили. В Польше он тоже не прошел. Отпетые художники у себя, на родине Освенцима, Майданека и Варшавского гетто, выставляться не рискнули. Все-таки здесь не только Схетына, хотя со своими "проукраинскими анекдотами" глава МИД вполне мог бы стать конферансье на этом празднике мерзости. Здесь и люди живут. С хорошей памятью и совестью. Они вполне могли разрисовать физиономии провокаторов совсем не дружественными шаржами.
И не то, чтобы в Эстонии таких не было. Но, кажется, что она – это самое подходящее место для подобных штучек. Неонацисты здесь во власти, а нацистские преступники в почете. Она сама, как карикатура на страну. Здесь так видят государственность: как издевательство над ней. Поэтому, как у нас говорят, свинья везде грязь находит. Руководитель Центра Симона Визенталя Эфроим Зурофф — он возглавляет поиск нацистских преступников — назвал эти художества оскорблением памяти миллионов жертв. Но у них это тоже свободой зовется.
Эстонские чиновники прикрывают глумление теми же европейскими ценностями, которыми в Латвии объясняли мюзикл о Герберте Цукурсе. Это латышский нацист, убивавший евреев тысячами. Приверженность демократическим догмам, кстати, не помешала официальной Риге запретить выставку фотографий, посвященную узникам местного концлагеря Саласпилс. Они же не вызывали смех, только ужас и слезы. Теперь у польских арт-извращенцев может появиться и из Латвии заказ. Ведь для нее тоже важно, как говорят организаторы этого шоу, "излечить память". В их представлении это значит – высмеять и выкинуть. Из головы.
Продолжит секретарь Антифашистского комитета Эстонии Андрей Заренков.
— Почему эта скандальная экспозиция прижилась именно в Эстонии?
— Благодатная почва здесь. Это ведь не желание народа смотреть то, что им показывают. Это желание руководства, власти. Данный музей, музей искусств в Тарту, принадлежит министерству культуры. А это значит, что именно министерство культуры дало разрешение. Более того, возможно, стало и финансовым организатором, с моей точки зрения, кощунственного поведения.
— Организаторы выставки, по их словам, всего лишь хотят, как они говорят, юмором "излечить тяжелую травму сознания". А излечить Эстонию, Прибалтику можно?
— Врут они, честно скажу. Излечить юмором такие вещи, как проявления неонацизма, как фашистский настрой абсолютно нельзя. Это все равно, как доктор Менгеле перед тем, как убивал очередную жертву, смеялся ей в лицо. Это вещи, которые сегодня ни в какое сравнение не идут с каким-либо перформансом. Так что, излечить нельзя и излечиться нельзя. Мне ужасно стыдно за то, что в той стране, где я живу, происходит такая вот гадость.
Между тем, президент Эстонии прославился в прямом эфире телеканала Sky News. Сорвал интервью вместе с петличкой микрофона уже на первом вопросе о российской угрозе. Возмутила Томаса Хендрика Ильвеса не постановка вопроса, а ведущий. Представил его Томасом Хендриком. Затем и вовсе "Доброе утро, Хендрик" сказал. Ильвес и не выдержал. Его же и в прошлом сентябре во время визита Обамы в Таллинн на CNN забыли по фамилии назвать. Тогда проглотил. Сейчас не смог. Обидно. Девять лет добросовестно служит США президентом Эстонии, а на полное имя так и не наработал. Но еще обидней, что его, судя по рейтингу, и в Эстонии-то не все знают. Что касается эфира, то совсем не факт, что его хоть на этот раз запомнят. Хотя с такой известностью никакой центр Симона Визенталя его не найдет.