Автор Михаил Шейнкман
Если перед появлением Меркель в Москве еще допускалась ее самостоятельность, то теперь уже точно никто не скажет, что канцлер едет на встречу с Путиным в Минск без консультаций с Вашингтоном. Инструктаж это был в Белом доме или сверка позиций: никто, как говорится, диктофон не держал. Но разошлись они с Обамой на итоговой пресс-конференции если и не в любви, то в согласии. По крайней мере, очень старались, чтобы это выглядело именно так.
Хотя можно представить, как тяжело им это далось. Обаме, наверное, проще. Тот еще артист. Он и на камеру играет регулярно, и в мастерстве актерском преуспел так, что Станиславского на него нет. Да и несговорчивость Меркель по поставкам смертельного вооружения Киеву для него хоть и не самая убедительная в глазах американских "ястребов", но все же возможность оттянуть роковое решение. Хотя говорят, когда журналист напрямую поинтересовался влиянием "летальной" темы на прочность альянса, Обама лишь тяжело вздохнул и предложил гостье ответить. "Мы выступаем за дипломатическое решение конфликта, военного решения у него не существует", — вновь отчеканила она. Сказать, что Меркель держалась дружелюбно, стало бы большим преувеличением. Видно было, что для нее это не самый подходящий момент для протокольных любезностей и дежурных улыбок.
Во-первых, Европа гораздо ближе к войне, чем США. И то, что немецким СМИ разрешили чуть ли не впервые за время украинского кризиса написать правду о реальных потерях, говорит о том, что Берлин уже не доверяет Киеву не только в статистике. И, похоже, не только Киеву. Во-вторых, для Меркель это же еще и что-то личное. Тоже, наверное, слышала, в каких выражениях отзывались о ее дипломатических усилиях в Вашингтоне. Ее, конечно, не называли "немецкой пораженкой", как ее министра обороны Урсулу фон дер Ляйен. Но "пустая болтовня в Москве" от замгоссекретаря Виктории Нуланд тоже на комплимент не тянет. Насколько она была полной в Овальном кабинете, никто не скажет. Сами лидеры тоже.
Очевидно, что Меркель устояла. Хотя, казалось, что ей это уже не свойственно. От поставок оружия она, в отличие от президента США, по-прежнему отказывается при любых дипломатических вариантах в Минске. Даже если это будет провал. Но вместе с тем, куда без этого: синхронное давление на Россию, угроза расширения санкций. В общем, все, что позволяет Обаме отрицать раскол и признавать лишь "тактические расхождения", которые, как он выразился, "не влияют на целостность стратегии". Надо полагать, что "тактические расхождения" — это и есть вопрос огнестрельных поставок. Ну а коль Обама чувствует себя с Меркель в крепком союзе, ему уже вряд ли кто-либо помешает послушать женщину и сделать наоборот. По крайней мере, точно не она.
Тему продолжит публицист, политолог Борис Межуев.
— Могут ли Штаты пренебречь мнением ЕС и Германии, в частности, в вопросе поставок летального оружия?
— Теоретически, конечно, могут. Существует довольно большая межпартийная, причем, коалиция внутри американского истеблишмента, которая на это нацелена. Это большая угроза, что это не только республиканцы, но и значительная часть демократической партии, и, судя по всему, это и большая часть администрации США. Мы видим постоянные дискуссии между сторонниками и противниками этой акции без ощущения, что она имеет предрешенный финал.
— Обама признает риски, связанные с поставками летального оружия Украине, но при этом утверждает, что поставки оружия будут, скорее, эффективными, чем нет. Какой эффект они предполагают?
— Мне кажется, Обама думает сейчас, в основном, о внутриполитических аспектах для себя. Единственный эффект, который это оружие может дать, это угроза сползания к полномасштабной войне в Европе. Больше никакого эффекта. Мы будем иметь возможность полномасштабной войны между Западом и Россией, которой не было, по-моему, со времен Крымской войны. Поэтому я не вижу, честно говоря, никаких других аргументов в пользу этого решения, кроме демонстрации мускулов. И не столько даже России, сколько собственному избирателю.
"Украинцы могут быть уверены, что мы стоим за ними", — успокоил Обама Киев. И не только "за ними", но и с ними, а кое-где и вместо них, не сомневаются в CNN. В отчете о встрече Обамы с Меркель телеканал бегущей строкой раскрыл "военную тайну", назвав летальные поставки на Украину помощью "проамериканским войскам". И хотя карателей так в Штатах еще никто не называл, это даже не секрет Полишинеля, а "полишрапнеля", коль речь идет уже не только об обмундировании, но и снарядах. Так обывателя приучают к мысли о том, что США радеют за Киев, как за самих себя. Хотя если бы Штаты хотели накормить Украину, дали бы удочку. Если дают оружие, значит, хотят, чтобы здесь больше нечего было ловить и некому есть.