Автор Михаил Шейнкман
Греческая СИРИЗА официально начинает свою "левую" партию. В Афинах — первое заседание обновленного почти наполовину парламента. Заранее никто точно не знал, чем он дебютирует. Но все догадывались, что это будет не ход конем.
Реноме возмутителя европейского спокойствия решили поддержать в стиле е2-е4. Семь-восемь первоочередных законопроектов. Все, как обещали до выборов: отмена единого налога на недвижимость, отказ от приватизации госимущества, возвращение тысяч уволенных. Простейшие шаги для внутреннего пользования. Но кредиторов и они заставят задуматься. Во-первых, за пять лет те отвыкли от того, что Греция что-то предпринимает без их одобрения. Во-вторых, на эти действия они бы точно его не дали. Пока, правда, не совсем понятно, следует ли кабинет премьера Ципраса хорошо просчитанной комбинации или играет по наитию. Но все похоже на то, что левые "начинают и… поигрывают", предлагая ЕС самому определиться, где блеф, а где последствия.
Ясно, что греки – в цейтноте. Срок международной программы помощи им истекает уже 28 февраля. И Афины рискуют остаться без кредитов и без денег вообще, поскольку в этом случае их хватит недели на 2-3. Но в то же время грекам уже нечего терять, кроме своих долгов и тех самых пресловутых цепей, которыми их держит ЕС. А это если еще и не революционная классика, то тоже повод для радикальных действий.
Впрочем, премьер Ципрас и его министр финансов Варуфакис для того и затеяли турне по главным столицам Старого Света, чтобы показать себя не "красными варварами", а дипломатами. Лондон, Рим, Париж, Брюссель. Берлин был отложен на потом. Хотя считается, что именно там определяют всю бюджетную и экономическую политику Евросоюза. Но встречу с Меркель в Афинах сейчас считают преждевременной. Что совершенно справедливо, если относиться к процессу переговоров, как к компьютерной "стрелялке". Чтобы выйти на самый главный уровень, надо пройти все предыдущие.
Накануне беседовали с представителями той самой большой и вредной тройки кредиторов: Ципрас – с главой Еврокомиссии Жаном-Клодом Юнкером, Варуфакис – с руководителем ЕЦБ Марио Драги. Ничего нового. Грецию обязывают рассчитаться и отвергают даже реструктуризацию. Афины твердят, что покрыть 300 млрд евро – 170% от ВВП, тем более в кризисе, нереально. Но все это под аккомпанемент обмена любезностями.
Афины, например, чтобы не раздражать партнеров, наотрез отказались от финансовой помощи из России и зафиксировали желание решать проблемы, не отходя от еврокассы. Брюссель в ответ пообещал пересмотреть формат тройки, коль скоро ее контроль ущемляет гордых эллинов. Конечно, каждый остался стоять на своем. Но для ЕС и это прогресс, если учесть, что Греция прежде вообще грозилась уйти.
Продолжит тему главный научный сотрудник Института Европы Юрий Борко.
— Для мировой экономики и мировой политики имеет значение, как именно решат свои проблемы Греция и ЕС? И каким вам видится это решение?
— Определенное значение, конечно, имеет. Хотя я бы не переоценивал, потому что Греция – это все-таки, скажем так, маргинальная страна даже в рамках ЕС, не говоря уж о мировой экономике. Я думаю, что будут искать компромиссы, как можно реструктурировать часть греческих долгов. Но опять-таки при условии, что программа реформ будет греческим правительством продолжаться.
— Но Евросоюз пока обещает реструктурировать не долги, а вот эту пресловутую "большую тройку". Насколько это действенно, насколько это эффективно?
— Я не очень понимаю, как можно реструктурировать, потому что деньги вкладывали ЕС, ЕЦБ и МВФ. И устранить кого-то из них от контроля над тем, как будут выплачиваться хотя бы проценты по долгам, невозможно. Та или иная форма контроля трех участников все равно должна быть. Они же деньги давали…
Еще не ясно, как Греция выберется из кредитной ямы, но уже можно предположить, в чем будет Алексис Ципрас, если это произойдет. В Риме премьер Маттео Ренци вручил новоиспеченному коллеге галстук с изображением недавнего председательства Италии в Евросоюзе. Ципрас категорически отвергает этот аксессуар. Но пообещал надеть, если разберется с долгами. Так что сувенир — со смыслом. Других подарков от ЕС Греция не дождется. Бесплатный галстук бывает только петлей на шее.