В Берлине в среду, 21 января, состоялась встреча глав МИД в "нормандском формате" (Россия, Украина, Германия, Франция). Как отметил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, на встрече удалось договориться, что сейчас главная задача воюющих сторон на Украине — отвести тяжелое вооружение от линии соприкосновения.
"Обе воюющие стороны и международное сообщество фактически подошли к очень опасной черте. Не случайно даже (министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер) Штайнмайер, который выступал по итогам встречи в Берлине, сказал, что "терпение уже у всех на исходе". И действительно, терпение на исходе, потому что ситуация заходит слишком далеко и стоит на грани серьезных военных действий. Причем не просто локальных, в точках линии соприкосновения, а глобальных", — сказал в эфире радио Sputnik доцент Российского государственного гуманитарного университета Александр Гущин.
В Берлине удалось согласовать механизм прямых контактов Киева с ополченцами Донбасса. По мнению Александра Гущина, это очень позитивный шаг. Пока Киев демонстрировал, что не готов сесть за стол переговоров и де-факто, а уж тем более, де-юре признать руководство ДНР и ЛНР.
"Теперь какие-то двусторонние консультации будут, но, конечно, не на высшем уровне. Ведь без этого двустороннего механизма даже технически невозможно решить вопрос по отводу вооружений. Это сложно сделать без координации сторон", — сказал эксперт.
Если шанс на отвод тяжелых вооружений все-таки появился, то, по мнению Александра Гущина, под вопросом остаются другие пункты минских соглашений.
"Не решается другая проблема – о политическом статусе Донбасса, прочие пункты соглашения. Здесь, на мой взгляд, ни Киев, ни ополченцы не готовы идти на какие-то серьезные уступки, потому что не прописан механизм реализации этих положений. Стороны могут вкладывать свое понимание в эти пункты по вопросам границы, выборам и вообще о том, как будут проходить внутриукраинские переговоры, в каком формате", — заключил эксперт.