Автор Игорь Лоцман
В начале своего президентского срока Рейган обострил и без того сложную ситуацию в мире. Он обвинял Советский Союз в действиях "против мира и моральных заповедей". Суть его внешней политики сводилась к тому, чтобы поддерживать практически любые антикоммунистические движения. Разумеется, политика Рейгана нравилась не всем, не исключая высший истеблишмент США. Однако у него была репутация человека, который не идет за мейнстримом, считает профессор Московской школы экономики МГУ им. Ломоносова, доктор исторических наук Виктор Кувалдин:
"Когда Рейган появился в Белом доме, уже было ясно, что хорошего ждать не приходится. К этому моменту отношения между СССР и США были очень сильно испорчены. Мы вошли в Афганистан, США отказались от участия в летней Олимпиаде 80-го года, и все это произошло еще при его предшественнике, Джеймсе Картере. На этот и без того уже плохой фон наслоилась фигура Рейгана, представителя правого крыла республиканцев".
Рейган был искренне убежден, что "марш к свободе и демократии оставит марксизм-ленинизм на свалке истории". Именно Рейган объявил Стратегическую оборонную инициативу США (СОИ), которую в прессе окрестили программой "звездных войн". Идея была хорошая и дальновидная, но проект оказался в значительной степени "дутым", а цель — недостижимой. Заявленные научно-исследовательские работы не были реализованы.
Концепция эшелонированной противоракетной обороны или поражение наземных объектов сквозь слои атмосферы в те годы была больше похожа на сюжет голливудского фильма. Пожелания не соответствовали научно-техническому заделу. По словам Рейгана, СОИ должна была защитить США от стратегического ядерного удара. "Кто владеет космосом, тот владеет миром",- повторял он американцам.
Гражданам показывали по телевизору "страшилку", где подробно описывали новый принцип уничтожения баллистических ракет. Создавалось впечатление, что СОИ если не сегодня, то завтра обязательно встанет на боевое дежурство. Это была система, которая должна была объединить США с их союзниками, говорит заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН Федор Войтоловский:
"Это скорее был такой политический ход США, чтобы дополнительно привязать к себе союзников не только с помощью политических и экономических связей, но и с помощью военно-технических систем. Американские эксперты и специалисты, занимавшиеся СОИ, понимали, что это перспективная программа, потому что на тот момент технологических возможностей для создания системы ПРО, тем более с космическим эшелоном, не было".
Сегодня многие задумываются над тем, могла ли американская программа спровоцировать экономический распад в Советском Союзе, стать фактором изматывания страны. Или теория заговора была просто "блефом". Но факт остается фактом: горбачевская "перестройка" развернулась именно на фоне рейгановских "звездных войн".